Одноместный самолет Як-18ПС (пилотажный специальный)

После неудачи на Чемпионате мира по высшему пилотажу 1968 года в Магдебурге в ОКБ А.С. Яковлева начали разработку нового, усовершенствованного варианта пилотажного самолета на базе Як-18ПМ.
Вот что писал по этому поводу С.А. Яковлев: «Учитывая важность психологического настроя летчиков на победу, необходимость внушения им уверенности в высоком уровне нашей техники, в ОКБ было решено к следующим соревнованиям подготовить улучшенную модель самолета. На этот раз модернизация проводилась по линии снижения массы машины, т.е. уменьшения удельной нагрузки на крыло. Так родился Як-18ПС – пилотажный специальный».

В Як-18ПС было переоборудовано три Як-18ПМ:
- Як-18ПМ с з/н 700103,
- Як-18ПМ с з/н 700104,
- Як-18ПМ с з/н 700105.

Принципиальная конструктивная схема самолета осталась без изменений, однако шасси выполнили с хвостовой опорой, а основные опоры – убирающимися с поворотом назад.
В итоге взлетная масса самолета уменьшилась на 110 кг по сравнению с Як-18ПМ.

18-31.07.1972 года в Салон де Прованс (Франция) состоялся VII чемпионат мира, на котором Як-18ПС стал основной машиной советской сборной.

В 1974 году Як-18ПС получил возможность последний раз проявить себя на международной арене в ходе соревнований на кубок Бьянкотто во Франции.
Как вспоминает Нажмудинов, на этой машине очень красиво выступил в произвольной программе Виктор Лецко.

Резюмируя роль пилотажных вариантов самолета Як-18 в развитии нашего авиационного спорта, К.Г Нажмудинов говорил в беседе: «Хочу еще раз сказать, что Як-18П нас очень выручил, он нам позволил серьезно поднять наш авиационный спорт. Потом Як-18ПМ с задней кабиной и т.д. – обеспечили еще один шаг вперед. А на ПС – там сыграло свою роль существенное снижение веса. Оно обеспечивало высотные характеристики самолета. Летчики могли уже не бояться, что не хватит высоты для выполнения всего комплекса фигур – это важный психологический момент».

Вернуться на страницу поршневых самолетов