Як-18ПМ. Заводской № 700105. Серийный № 01-05.

Построен на ААК «Прогресс» в 1970 году.

К концу мая 1970 года Як-18ПМ с з/н 700105 с двигателем АИ-14 РФП мощностью в 300 л.с. переделали на ММЗ «Скорость» в Як-18ПС.

Самолету установили начальный ресурс в 150 летных часов, но не более 12000 фигур прямого и обратного пилотажа. В 1974 году, после ремонта, ресурс продлили до 250 летных часов и 15000 фигур высшего пилотажа.

Самолет передали в сборную команду СССР по высшему пилотажу.

Эксплуатант – ЦАК им. Чкалова ДОСААФ СССР.

Бортовой номер – «05».

Как пишет С.А. Яковлев: «Ведущие летчики сборной команды СССР, полетав на Як-18ПС, однозначно высказались за эту машину. Но, учитывая малое время, оставшееся для тренировок, приняли решение готовить для чемпионата одновременно и новый Як-18ПС, и хорошо освоенный Як-18ПМ».

Самолет участвовал в VI чемпионате мира по высшему пилотажу, проходившем 13-26.07.1970 года в Халлавингтоне, Великобритания Великобритания (участвовало 2 самолета Як-18ПМ и 1 самолет Як-18ПС).
В итоге, на этом первенстве абсолютными чемпионами мира стали С. Савицкая, летавшая на Як-18ПМ, и И. Егоров, выступавший на Як-18ПС. Успех Егорова стал подтверждением отличных пилотажных качеств самолета. Командное первенство выиграла очень сильная американская команда, сборная СССР заняла второе место, ЧССР – третье.

В отчете советской делегации, в частности, отмечалось: «Самолеты Як-18ПМ и Як-18ПС отвечают требованиям чемпионата мира. Появление новых самолетов в других странах требует улучшения конструкции и аэродинамики наших спортивных самолетов. Учитывая трудности в создании нового спортивного самолета, к VII чемпионату мира надо до конца доводить самолет Як-18ПС, особенно необходимо улучшить его штопорные качества».

Далее самолёт эксплуатировался в женской сборной команды СССР по высшему пилотажу.

Продан в США.
Восстановлен до летного состояния.

Регистрационный код – N118RU.
Дата начала регистрации – 30.03.2005 года.

Частное ВС. Владелец – Kevin B. Soto, Калифорния, США.

В октябре 2005 года самолет был выставлен на продажу на ежегодном авиашоу в аэропорту Салинас (штат Калифорния, США).

В 2008 году самолет по-прежнему предлагался на продажу через интернет.

В 2018 году находился в летном состоянии.

После 2018 года информации о самолете не найдено.

Фотогалерея

Июль 1970 года

VI чемпионат мира по спортивному пилотажу в г. Халлавингтон, Великобритания
01.05.1971 года

Из архива Удалова К.Г.
1972 год
Женская сборная команда СССР по высшему пилотажу. Тушинский аэродром, Москва. Фотограф - В. Хухлаев
01.06.1973 года

Тушинский аэродром. Фотограф - Л. Поликашин
2005 год

Salinas Air Show - 2005. Фотограф - В. Якубов
14.06.2014 года