Як-18ПМ. Заводской № 700103. Серийный № 01-03.

Построен на ААК «Прогресс» в 1970 году.

Переоборудован в Як-18ПС на ММЗ «Скорость» в соответствии с распоряжением МАП № 3/908 от 10.11.1970 года (архив Удалова К.Г.).

Принципиальная конструктивная схема самолета осталась без изменений, однако шасси выполнили с хвостовой опорой, а основные опоры – убирающимися с поворотом назад. В связи с установкой нового шасси доработали фюзеляж и центроплан. Вместо двух основных топливных баков поставили один, расположенный в центре тяжести самолета. Применили новый маслорадиатор «1734» вместо «1070». Радиостанцию «Перо» заменили на «Зяблик». На руле направления установили аэродинамический компенсатор.
В итоге взлетная масса самолета уменьшилась на 110 кг по сравнению с Як-18ПМ.

20-28.06.1970 года состоялись совместные летные испытания Як-18ПС с участием ОКБ Яковлева, ДОСААФ и ЛИИ.
Ведущим инженером по самолету назначили Янкевича Ю.И., ведущим летчиком-испытателем – Петрова Ю.В.
Всего было выполнено 18 полетов с общим налетом 9 часов. Полеты выполняли летчики: Петров Ю.В. и Дексбах М.С. (ОКБ), Егоров И.Н., Пименов А. и Пономарев В.А. (ДОСААФ), Лойчиков В.И. (ЛИИ).

Из отчета летчика-испытателя Лойчикова В.И. по результатам совместных испытаний (архив Удалова К.Г.):
«Самолет Як-18ПС по сравнению с самолетом Як-18ПМ имеет следующие преимущества и особенности в технике пилотирования.
Сократилась длина разбега и взлетная дистанция за счет уменьшения веса конструкции. В связи с изменением конструкции шасси техника выполнения взлета несколько изменилась, но не представляет трудности. Также как и на объекте 18ПМ, надо учитывать влияние гироскопического момента от винта самолета. Эффективность руля поворота достаточна для парирования этого момента. На посадке несколько увеличилась посадочная дистанция из-за отсутствия механизации крыла, что увеличивает время задерживания.
В прямом полете машина устойчива по скорости во всем диапазоне эксплуатационных скоростей. Хорошо балансируется на скорости 200 км/час. Самолет Як-18ПС легче в управлении, чем самолет Як-18ПМ. Уменьшились усилия на ручке управления при создании единицы перегрузки и при создании единицы угловой скорости. Заметно уменьшились усилия на педалях.
В перевернутом полете машина устойчива. Перебалансировка при переходе от прямого полета к перевернутому незначительная.
За счет уменьшения веса самолет Як-18ПС по сравнению с самолетом Як-18ПМ имеет меньшие скорости сваливания как в прямом, так и в перевернутом полете. На нисходящих фигурах потеря высоты у самолета Як-18ПС меньше, на восходящих фигурах набор высоты больше, возможно уменьшение скорости без сваливания на входе и выходе из фигур примерно на 20 км/час. Самолет более устойчив с точки зрения сохранения направления на вертикальных фигурах. Вращение в штопоре (прямом и перевернутом) несколько неравномерное. Выходит из перевернутого штопора, практически без запаздывания, из прямого – запаздывание не превышает 1/4 – 1/2 витка. В основном техника пилотирования не отличается от техники пилотирования на самолете Як-18ПМ. Выполнение штопорных фигур требует особого навыка.
Самолет Як-18ПС обладая значительными преимуществами перед самолетом Як-18ПМ отвечает всем требованиям, предъявленным к современным спортивно-пилотажным самолетам и может быть рекомендован для использования в качестве учебно-тренировочного самолета и для участия в чемпионатах мира по спортивному пилотажу.»

После прохождения совместных летных испытаний по приемо-сдаточному акту от 08.07.1970 года самолет был передан в ЦАК им. Чкалова ДОСААФ СССР.

Эксплуатант – ЦАК им. Чкалова ДОСААФ СССР.

Бортовой номер – «02».

18-31.07.1972 года в Салон де Прованс (Франция) состоялся VII чемпионат мира, на котором этот самолет стал основной машиной советской сборной.
Из рассказа С.А. Яковлева: на этот раз «и в командном, и в личном зачете победили американцы. Наши спортсмены сумели завоевать только две серебряные – А. Пименов и Л. Морохова и одну бронзовую – Л. Леонова – медали в личном первенстве. Очень хорошо выступивший И. Егоров был бесспорным лидером соревнований, но во время выполнения последнего упражнения забыл включить секундомер на приборной доске своего Як-18ПС. В результате он на 15 секунд превысил время, отведенное на полет. Начисленные за эту ошибку штрафные очки отбросили его назад, лишив первого места и чемпионских наград».

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.

Фотогалерея

Июль 1972 года
VII чемпионат мира в Салон де Прованс, Франция
Июль 1972 года
На Тушинском аэродроме. Фотограф - Лев Поликашин
Дата съемки не установлена
Из архива А. Буйлова