Люфтваффе (Luftwaffe). Германия

Во время войны нашим летчиками приходилось сталкиваться с трофейными Як-1 и Як-1Б, воевавшими на стороне противника.

Як-1 с неизвестными з/н:

Як-1Б с неизвестными з/н:

Два Як-1Б 291-го ИАП (з/н: 32117 и 05119) из числа приземлившихся по ошибке на занятый немцами аэродром Таганрог 17.04.1943 года достались немцам в качестве трофеев.
В результате событий 17 апреля в руки противника попал как минимум один исправный истребитель Як-1Б (причем новенький, только с завода). Немцев попытались ценного трофея лишить, для чего на штурмовку таганрогского аэродрома было отправлено два звена «Аэрокобр» из 16-го ГИАП. Ведущему гвардии капитану Покрышкину А.И. была поставлена задача уничтожить находившийся на нем истребитель «Як». Однако обнаружить самолет не удалось. Немцы или успели перегнать свой трофей из Таганрога, либо хорошо замаскировали машину на земле.
Любопытно, что уже в двадцатых числах апреля 1943 года, наши летчики, в том числе и истребители 3-го ИАП, столкнулись с «яком-оборотнем» уже в небе Кубани. То, что это был именно таганрогский трофей утверждать со 100% уверенностью нельзя. Но вероятность того, что наши пилоты имели дело с бывшим «ястребком» 291-го ИАП весьма высока.

В период воздушных боев над Кубанью весной 1943 года было зафиксировано несколько встреч наших лётчиков с неизвестными «Яками». По некоторым данным, они были тёмно-зелёного цвета с чёрными полосами (камуфляж «зебра») и одной звездой на киле (на плоскостях и фюзеляже звезды отсутствовали).
Однако в немецких документах нет никаких упоминаний о применении трофейных советских истребителей на Кубани.

Из рассказа Сергея Андрианова «Схватка с «Бубновым тузом»:
Впервые Як-1 с отличительными белыми полосами на крыльях, за которые впоследствии наши воины прозвали его «полосатым дьяволом», появился в районе ж/д станции Абинская. Тогда одиночному самолету со странной раскраской никто не придал значения, но впоследствии стали замечать, что его появление всегда предшествует налету авиации противника. Командование заподозрило неладное и поручило пилоту 4-го ИАП 287-1 ИАД старшему лейтенанту И.В. Шмелеву выследить и уничтожить самолет-предатель. Спустя 5 дней, в конце апреля 1943 года в воздушном бою в районе Геленджика приказ командования был выполнен, «полосатый дьявол» объятый пламенем упал в горы.
Правда, в официальном списке воздушных побед Шмелёва этот «оборотень», почему-то, отсутствует.

Из оперативной сводки 265 ИАД № 39 от 28.05.1943 года:
«В период 19.00 – 19.10 в районе ю-з Киевская Н=3000 м ст. лейтенант Рубахин был атакован 1 Ме-109, в хвосте у которого находились 2 Як-1 с красными коками и белыми надписями на фюзеляже, с красными звездами и без номерных знаков. Правая плоскость имела полосатую окраску, левая зеленую. Самолеты Як-1 находились в непосредственной близости от атакующего Рубахина Ме-109, но огонь по нему не вели. Старший лейтенант Рубахин доложил, что указанные 2 Як-1 преследовали до нашей территории Пе-2 и вели по ним огонь. После того, как Пе-2 отразили атаку Ме-109 и двух Як-1, наблюдаемые Рубахиным 2 Як-1 вместе с Ме-109 ушли в западном направлении. Ст. лейтенант Рубахин считает, что самолет не вернувшегося с боевого задания мл. лейтенанта Ишханова был сбит указанными выше 2 Як-1».

По воспоминаниям Героя Советского Союза Федорова И.В., младший лейтенант Ишханов Р.И. из 402-го ИАП был сбит 28.05.1943 года каким-то неопознанным Як-1.
Данный случай описан в книге Анфиногенова Артема Захаровича "Мгновение-вечность":
После обеда с группой капитана Савченко произошла встреча с «оборотнями». В 16:10 в районе косы Чушка на высоте 3000 метров патрулирующая четвёрка «Аэрокобр» встретила пару «Яков» с чёрным камуфляжем и белыми коками винтов. Поскольку «Яки» пытались зайти в хвост «Аэрокобрам», Савченко запросил станцию наведения о своих самолётах в воздухе. Полученный ответ убедил лётчиков в том, что осторожность не бывает излишней: «Кроме вас, в воздухе никто не работает — разрешаю атаковать». «Яки» и «Аэрокобры» дважды сходились в лобовых атаках, ведя огонь, но точность подвела обе стороны. «Яки» тянулись за группой Савченко почти до самого аэродрома, но всё же ушли. Известно, что «Яки» 4-й ВА и ВВС ЧФ в тот день вылетов не производили, однако ничего неизвестно и о применении немцами в боях под Керчью трофейных советских машин.

Еще эпизод:
"При выполнении задания по прикрытию наземных войск в районе Шевченко, Веселое, Поневка, Н.Петровка, в 16.45 группа Осадчиева зпметила, как из облачности вышел Як-1 без номера и начал ходить сзади, маскируясь облачностью. Мл. лейтенант Кузнецов заметил, как Як-1 без номера атаковал лейтенанта Кошман, произвел одну очередь и сразу ушел облачность. Кузнецов начал его преследовать, т.е. сразу ушел за ним в облачность. Як-1 без номера вышел из облачности западнее Верхний Рогачик и повернул на Никополь. В районе севернее 5 км Верхний Рогачик Як-1 без номера был обстрелян ЗА противника. Як-1 без номера начал давать сигнал "многократные клевки", после этого ЗА противника прекратила огонь. Мл. лейтенант Кузнецов начал преследовать его и давать те же сигналы "клевки", ЗА противника огонь не вела. Як-1 без номера шел, маскируясь облачностью, а Кузнецов под облачностью, выжидая, когда <Як-1> выйдет из облачности. В районе южнее 5 км Б.Знаменка Як-1 без номера вышел из облачности, мл. лейтенант Кузнецов произвел одну очередь по нему, после чего Як-1 без номера загорелся и упал в районе 5 км южнее Б.Знаменка. Мл. лейтенант Кузнецов считает <что> сбитый самолет <был самолетом> противника."

В июле 1943 года, в период наступательной операции в районе реки Миус, среди документов 2-й гвардейской армии есть такой, в котором написано следующее:
«Немцы используют наши трофейные самолёты Як-1. Один самолёт был отмечен с голубым коком и четырёхзначным номером на фюзеляже.
24.7.1943 вражеский Як-1 атаковал разведчика. Самолёт имел кок, окрашенный в жёлтый, красный и чёрный цвета.
Командующий ВВС КА приказал поставить в известность об этом всех командиров и весь личный состав.
Самолёты Як-1 с цветным коком (обтекатель впереди пропеллера) - уничтожить».

Другие летчики, участники Битвы за Кавказ вспоминают, что были дни, когда Як-1 ВВС РККА запрещались вылеты, а остальным истребителям отдавалась команда уничтожать все встреченными ими Як-1 невзирая на знаки различия.

31.08.1944 года лётчик 5-го ГИАП лейтенант Васильев К.Н. сбил над Сандомирским плацдармом атаковавший его Як-1 с коком, окрашенным в голубой цвет с желтой окантовкой.
Пилот «Яка» выпрыгнул на парашюте, но судьба его осталась неизвестной.