Як-1. Заводской № 05119.

Построен в 1943 году на заводе № 292.

Эксплуатант - 16 ЗАП.

Эксплуатант - 291 ИАП.

17.04.1943 года истребители Як-1 291-го ИАП, входившие в состав 3-й ИАК, вылетели с аэродрома «Россошь» в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут должен был лежать через Тихорецк на аэродром «Старонижнестеблиевская» Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте лидировавший эскадрилью Яков штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, несмотря на вполне сносные метеоусловия, потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог.
Вероятнее всего наши самолеты вышли на немецкий аэродром «Таганрог-Вест» (нынешний «Таганрог-Центральный»), расположенный на западной окраине города. Ничего не подозревающая эскадрилья встала в круг над вражеским аэродромом и истребители начали заходить на посадку.
По воспоминаниям лётчика 402-го ИАП Героя Советского Союза С.П. Шпунякова сходу села тройка в составе капитана Егорова Алексея Гавриловича (Як-1Б з/н 05119), лейтенанта Единархова Ивана Яковлевича (Як-1Б з/н 10115) и сержанта Горбачева Олега Михайловича (Як-1Б з/н 32117). Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели рядом со взлетной полосой.
Видимо все произошедшее было и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только по следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме товарищам остальные пилоты эскадрильи ничем не могли. Боекомплект самолеты должны были получить только в Ростове.

Егоров, успевший уже выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Мужество комэска произвело должное впечатление и на противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров был похоронен на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей.
Самолет Як-1Б з/н 05119 достался немцам. Летчик - Егоров Алексей Гаврилович - погиб.

18.04.1943 года в разведывательной сводке 6-й немецкой армии отмечалось: «17.04.1943 между 08.30 и 08.45 (время берлинское) в р-не Таганрог появились 11 вражеских машин. Два Як-1 и один Як-7, легко поврежденные, сели на аэродром Таганрог-Вест. Три Як-1 сбиты или уничтожены на земле. Остальные смогли уйти. Взяты в плен на аэродроме два русских лейтенанта авиации из 291-го иап и один техник-лейтенант».

Дополняет донесение 29-го армейского корпуса в штаб 6-й армии: «Из числа находившихся в сбитых или посаженных самолетах взяты в плен трое (один легко ранен), два убиты при попытке к бегству и один сгорел в машине. На допросе пленные показали, что совершали перелет из Россоши в Ростов и перепутали аэродромы».

Из приказа заместителя наркома обороны, маршала авиации А.А. Новикова № 0318 от 27.04.1943 года "О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК истребителей 3-го ИАК":
"Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА (зенитной артиллерии), 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов".

Выписка из списка самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265 ИАД:
Подлежат списанию как потери при перелете 17.04.1943 г.
59. Капитан Егоров Алексей Гаврилович, Як-1Б № 05119, мотор № 4-3425, техник сержант Кузнецов;
Самолёты Як-1б № № 05119, 21117, 27127, 32117, 10415, с моторами М-105 ПФ № № 4-2134, 4-2433, 4-2527, 4-1769, 4-3425, как утерянные 291 ИАП при перелёте, заблудившие на аэродром противника из боевого состава полка исключить.

Документ подписан заместителем командира 265 ИАД по инженерно-авиационной службе инженером-капитаном Лиростаевым, утвержден командиром 265 ИАД подполковником Коробковым.

Вернуться на страницу Як-1 производства завода № 292