Як-1. Заводской номер не установлен.

Эксплуатант – 148 ИАП.

Бортовой номер - «2».

Весной 1943 года командир авиаэскадрильи, капитан Смирнов Леонид Дмитриевич летал на именном Як-1Б с дарственной надписью «Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова».

06.05.1943 года на другом самолёте (Як-1Б с з/н 32122) капитан Смирнов Л.Д. не вернулся из боевого вылета по прикрытию своих войск в районе Неберджаевская.

11.05.1943 года лётчик, старший лейтенант Шкомплектов Михаил Владимирович совершил на именном Як-1 посадку на аэродроме «Анапа», занятом словаками. Словаки предложили дозаправить самолёт, чтобы он улетел назад, но лётчик отказался, был пленён и передан немцам.
Из воспоминаний словацкого пилота люфтваффе Яна Режняк:
«Один раз русский пилот приземлился в Анапе и выскочил из самолёта около нас. Выскочил из кабины и сразу говорит, что хочет воевать вместе с нами. Немцы его допрашивали. Было лето, а он там сидел в длинных кожаных рукавицах. Я не понимал зачем, но потом осмотрел самолёт изнутри и сказал, что он - герой, что вообще летал на таком самолёте. Я посидел в самолёте и у меня были все руки в крови, поэтому были рукавицы, там торчало чёрт знает что. Покрышкин потом в своей книге написал, что якобы он заблудился с новеньким самолётом когда летел с завода. Это неправда, специально перелетел к нам».

На следующий день 12.05.1943 года немцы протестировали самолет и он под эскортом перелетел в Тамань, а затем в Керчь, где на нем поднимались в воздух для тестирования несколько немцев включая командира эскадры Дитера Храбака.

Самолёт был передан немецкой JG 52.
Машина использовалась немцами в боях, так как по докладам советской стороны отмечалось применение противником самолёта Як-1 со звёздами и жёлтой надписью от кабины до хвоста.

Вскоре самолет отправили в Германию, где его показали высшему командованию Люфтваффе на выставке трофеев 03.09.1943 года в Рехлине.

Затем машину выставили для всеобщего обозрения в городе Мекленбург (ныне – Шверин).

Предположительно при перегонке самолета в Германию на него нанесли транзитные опознавательные знаки в виде крестов.
Комментарии архивиста и историка Алексея Пекарш: «Черные кресты на Яках наносились как транзитные опознавательные знаки при перегонке в Германию, а не для использования в боях».

Дальнейшая судьба самолёта неизвестна.

Фотогалерея

1943 год

На сайте «Военный альбом» было опубликована фотография, взятая с аукциона ebay. Продавец находится в Германии.
В 2012 году фоторафия была продана.

Очень похоже на оригинал, да еще блещет качеством. Но, если внимательно посмотреть на хвостовое оперение: на оригинальном снимке, где самолет со звездой, между килем и остальным хвостовым оперением четко просматривается щель, которая проходит вертикально через всю звезду. На втором фото на свастике этой щели нет. Отсутствие щели на кресте, скорее всего, объясняется некачественной обработкой в фотошопе, с целью убрать ваттермарк.

1943 год

Вернуться на страницу 148 ИАП