Як-16/II – второй опытный экземпляр.

Построен весной 1948 года на заводе № 464 в Долгопрудном.

Двигатели остались прежние, но воздушные винты заменили на флюгерные В-511. Для борьбы с обледенением винтов и лобовых стекол фонаря кабины пилотов использовали жидкость антифриз.
Немного увеличили площадь вертикального оперения и удлинили носовую часть фюзеляжа, усиленный пол грузового отсека которого выдерживал нагрузку от сосредоточенного груза весом до 1000 кг. В фюзеляже могли разместиться до семи человек с парашютами или до 10 – с вооружением, но без парашютов.
В санитарном варианте допускалась перевозка до шести раненых на носилках и одного медработника. Для этого в левом борту фюзеляжа имелась большая грузовая дверь с калиткой.
На фюзеляже разместили вращающуюся экранированную турель УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов).
Под центропланом крыла имелись узлы подвески трех парашютно-десантных контейнеров ЦДММ-120. В этом случае в грузоотсеке допускалась транспортировка до 500 кг грузов.
Имелся на самолете и замок для подцепки буксировочного троса десантного планера. Буксировочный вариант Як-16 разработали в соответствии с приказом министерства.

Бортовой номер - «2».

Заводские испытания Як-16/II начались в последний день марта 1948 года.
Ведущими заводских испытаний были инженер О.А. Сидоров, летчик Ф.Л. Абрамов, второй пилот Г.С. Климушкин и механик И.В. Казаманов.
За четыре недели выполнили 17 полетов общей продолжительностью около 9,5 часов.

В акте по результатам заводских испытаний Г.С. Климушкин отмечал, в частности:
«Яковлев-16» с двумя моторами АШ-21 и флюгерными винтами В-511 представляет собой первоклассный транспортный самолет, оборудование которого позволяет использовать его в целом ряде летных вариантов. Мощное радиооборудование, приборы для слепого полета, флюгерные винты, отопление и вентиляция кабины и грузового помещения, удобное и рациональное расположение ручек управления и приборов определяют высокую степень технической оснащенности самолета.
Полет самолета на одном моторе осуществляется без всяких затруднений.
На рулежке, планировании и пробеге самолет устойчив. В полете устойчив по всем трем осям и хорошо сохраняет курс. Нагрузки на ручки управления и педали нормальные. Запаса рулей достаточно на всех режимах полета. Самолет устойчиво выполняет виражи и допускает развороты в сторону остановленного мотора.
«Яковлев-16» представляет собой надежную и простую в эксплуатации машину, которая быстро и легко осваивается и не требует высокой квалификации пилота.»

После заводских испытания Як-16/II передали на государственные испытания.
Государственные испытания военно-транспортного Як-16/II в НИИ ВВС выявили ряд несоответствий машины техническим требованиям военных. В частности, на доработанной машине для повышения запаса продольной устойчивости пришлось увеличить площадь горизонтального оперения, установить антиобледенители на крыло и оперение. Потребовались замена радиополукомпаса РПК-10 на автоматический АРК-5 и установка управляемого триммера элерона, выдвижной фары и устранение прочих, хотя и мелких замечаний.
Все это утяжелило самолет. Для компенсации весовых потерь пришлось «выскребать» буквально сотни граммов, усовершенствуя конструкцию. В частности, сняли троса парашютистов, амбразуру санитара и парашютные осветительные ракеты, отказались от индивидуальной вентиляции десантников, уменьшили толщины стекол и пола грузовой кабины, а также материала, из которого изготавливали зализы оперения.
В итоге, пустая машина потяжелела лишь на 33 кг, компенсировать которые для сохранения прежнего нормального полетного веса пришлось за счет снижения запасов топлива на 10 кг и масла на 5 кг.

Як-16/II в таком виде предъявили на повторные государственные испытания.

Однако, несмотря на многочисленные положительные отзывы о машине и усилия ОКБ, Як-16 остался в разряде опытных машин.
Причиной тому стало принятие в августе 1948 года на вооружение и снабжение ГВФ самолета Ан-2 с двигателем АШ-62ИР. Эта машина оказалась более универсальной, чем Як-16, хотя в пассажирском варианте и менее комфортабельной.

В 1948-м к параду в Тушино подготовили оба Як-16. Командиром первого из них был летчик Абрамов, а сведений о публичном показе второй машины пока не обнаружено.

Долгое время находился на приколе на территории завода № 464 за корпусом № 6.

Позже был разграблен и спустя некоторое время утилизирован - сдан на лом.

Вернуться на страницу Як-16