Пассажирский самолет Як-16

После окончания Великой отечественной войны в самолетном парке ГВФ образовалась довольно большая ниша между легкими По-2 и «магистральными» Ли-2. Для заполнения ее руководство гражданской авиации пожелало иметь самолет с двумя двигателями по 400 л.с. В соответствии с требованиями ГВФ 1946 года, машина должна была перевозить восемь пассажиров на расстояние до 800 км (перегоночная дальность 1200 км) с крейсерской скоростью 290 км/ч (максимальная – 370 км/ч). При этом вес коммерческой нагрузки задавался не менее 900 кг, а практический потолок – 7000 м.
Так как отечественная промышленность двигателей такой мощности не выпускала, то самым подходящим отечественным двигателем для самолета подобного назначения был АШ-21 номинальной мощностью 570 л.с.

В феврале 1946 года Совет Народных Комиссаров утвердил задание на разработку самолета для местных линий с двигателями АШ-21, уточнив при этом его данные.
В документе говорилось, что самолет с полетным весом 6000 кг должен перевозить 10 пассажиров и коммерческий груз 1000 кг (в грузовом варианте) на расстояние до 800 км с крейсерской скоростью 290 км/ч. Его максимальная скорость задавалась не менее 335 км/ ч у земли и 370 км/ч на высоте 2000 м, а практический потолок – 7000 м.
Предписывалось построить две машины и первый экземпляр предъявить на государственные испытания 01.11.1946 года.

Однако перегруженное заданиями ОКБ не уложилось в отведенные сроки, и в марте 1947 года Совет министров утвердил план опытного строительства на текущий год, поручив А.С. Яковлеву построить две машины (пассажирскую и армейскую) с экипажем из двух человек и уточненными летно-техническими данными.
В августе 1947 года первую из них предписывалось передать на государственные испытания.
Отличия новых требований коснулись максимальной скорости у земли, заданной не ниже 350 км/ч, разбег и пробег не должны были превышать 400 и 350 метров соответственно.
Для военного варианта следовало предусмотреть верхнюю турель с пушкой калибра 20 мм.

Компоновка эскизного проекта

В конце 1946 – начале 1947 гг. на заводе № 464 был изготовлен натурный макет самолета.
В конце января 1947 года начальник Главного управления ГВФ Ф.А. Астахов утвердил протокол макетной комиссии, подписанный ее членами за пару месяцев до этого, обратив внимание на два главных, как ему казалось, недостатка машины и потребовал довести дальность до 750-800 км с учетом встречного ветра, дующего со скоростью 30 км/ч и резерва топлива на час полета.
Обычно заказчик в макете обнаруживает множество «дефектов». Не стал исключением и Як-16, но, судя по протоколу макетной комиссии, А.С. Яковлев согласился удовлетворить почти все замечания заказчика.

В 1947 году на заводе № 464 построили экземпляр Як-16, предназначенный для статических испытаний.

В 1947 году на заводе № 464 был построен пассажирский вариант самолета, получивший обозначение Як-16/I.

Самолет прошел заводские, а затем - государственные испытания.

Весной 1948 года был построен армейский вариант самолета, получивший обозначение Як-16/II.

Самолет прошел заводские, а затем - государственные испытания.

После повторных государственных испытаний армейского варианта было принято решение отказаться от серийного производства Як-16, т.к. в августе 1948 года на вооружение и снабжение ГВФ был принят самолет Ан-2.