Построен в октябре 1947 года на заводе № 464 в Долгопрудном.
Самолет строился согласно приказу Министра авиационной промышленности от 16.04.1947 года на заводе № 464.
Бортовой номер «12» желтого цвета.
Первый образец Як-12 оснащался двигателем М-11ФР-1 номинальной мощностью 145 л.с. с винтом В-501 диаметром 2,5 метра.
На самолете выполнили ряд доработок для улучшения взлетно-посадочных характеристик и удовлетворения требований потенциальных заказчиков. Незначительно уменьшили размах и площадь крыла, вдоль всей его передней кромки установили фиксированный предкрылок, для уменьшения аэродинамического сопротивления самолета вместо подкоса в конструкцию пирамидальной стойки шасси ввели профилированную ленту-оттяжку, соединившую ось колеса с узлом крепления шнуровой резиновой амортизации.
Первый опытный образец, № 01, проходил заводские испытания 18-30.10.1947 года. 20.10.1947 года лётчик Ф.К. Абрамов впервые поднял его в воздух.
Самолёт показал хорошую устойчивость и управляемость и мог выполнять полёт с брошенным управлением. Разбег составлял в среднем 74 метров, пробег – 49 метров. Максимальная скорость составила 172 км/ч, посадочная – 48 км/ч, практический потолок – 3800 метров. Высоту 1000 меетров он набирал за 5 мин.
В связном варианте (пилот и пассажир) самолёт имел полный полётный вес 1042 кг, в перегрузочном санитарном (пилот, пассажир и раненый на носилках) – 1132 кг.
Государственные испытания Як-12 № 01 в ГК НИИ ВВС начались 02.11.1947 года и закончились 05.01.1948 года – одновременно со вторым экземпляром.
Испытания прошли успешно.
Лётчики отмечали хорошие взлётно-посадочные свойства и простоту пилотирования.
В целях увеличения эффективности элеронов решили увеличить их площадь, продлив размах элерона во внешнюю сторону до самого конца крыла. Эта модификация, испытанная на доработанном Як-12 № 01 в апреле 1948 года, оправдала себя. Новый элерон стал стандартным для последующих машин.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.