Як-12. Заводские номер не установлены.

В первой половине 1950 года состоялись заводские испытания учебно-тренировочного самолёта Як-12УТ, предназначенного для обучения военных лётчиков посадке по приборам.

В этот вариант переоборудовали три серийных Як-12.

В пилотской кабине установили второй комплект ручного и ножного управления и управления двигателем, упрощённый комплект оборудования ОСП-48 для слепой посадки, включавший радиокомпас АРК-5, радиовысотомер РВ-2 и маркерный приёмник МРП-48. Антенны РВ-2 крепились под фюзеляжем, антенна МРП-48 была протянута у правого борта фюзеляжа между проходным изолятором и подкосом стабилизатора. Для питания нового оборудования под носовой частью фюзеляжа установили генератор ГСК-1500 в обтекаемой гондоле с приводом от ветрянки.

На одном экземпляре Як-12УТ антенны РВ-2 под фюзеляжем отсутствовали, а на их месте находилась антенна МРП-48.

В июле 1950 года в ГК НИИ ВВС прошли контрольные испытания Як-12УТ. Заключение по их итогам гласило: «Учебно-тренировочный самолёт Як-12УТ № 4644048, оборудованный системой ОСП-48, может быть рекомендован для обучения лётного состава ВВС заходу и расчёту на посадку по приборам после устранения дефектов, изложенных в настоящем акте, основным из которых является неудовлетворительная работа генератора ГСК-1500…». Отмечалось, что ГСК-1500, приводившийся ветрянкой постоянного шага, при оборотах ниже 1700 об/мин. не выдавал достаточную мощность. Антенна МРП-48 обеспечивала работу приёмника только на высотах от 50 метров до 1850 метров. Радиокомпас АРК-5 имел дальность лишь 160 км вместо требуемых 180 км.

Доработанный Як-12УТ (с з/н 4644048) вторично прошёл контрольные испытания 14-16.10.1950 года.

Дальнейшая судьба самолетов не установлена.

Вернуться на страницу Як-12