Як-14. Первый опытный экземпляр.

Построен в январе 1945 года на заводе № 115.

Подкосный высокоплан с неубирающимися шасси, повторявший основные конструктивные решения довоенного АИР-6.

С 21.01.1945 года по 17.05.1945 года проходил заводские испытания.
За время заводских испытаний было проведено около 30 полетов общей продолжительностью 18 час. 30 минут.

О самолете Як-14 летчик-испытатель Расторгуев В.Л., который участвовал в облетах самолета, оставил следующий отзыв:
«Самолет Як-14 вполне отвечает требованиям легкой комфортабельной пассажирской машины.
В пилотировании самолет весьма прост и превосходит по простоте пилотирования самолет ПО-2.
Малые посадочные и минимальные скорости, отсутствие тенденции сваливания на крыло при полетах на больших углах, наличие устойчивости на всех режимах полета относительно всех трех осей и эффективности управления на всех скоростях, вплоть до минимальных, делают самолет простым и приятным в пилотировании, а полет безопасным.
Наличие аэронавигационного оборудования, хорошо размещенного в кабине, а также простая техника пилотирования обеспечивают возможность перелетов в сложных метеорологических условиях днем и ночью и делают самолет доступным для летчиков ниже средней квалификации.»

После заводских испытаний самолет были передан на государственные испытания в НИИ ВВС.
Ведущим инженером на испытаниях был инженер-полковник Яськов М.Д., ведущим летчиком – инженер-подполковник Колопов В.С.

В процессе испытаний на самолете Як-14 был выявлен ряд дефектов и недостатков. По просьбе Яковлева А.С. самолет перегнали на завод № 115 и за сутки устранили все недостатки и дефекты.
В конструкцию Як-14 внесли следующие изменения:
- для увеличения путевой устойчивости увеличили на 10% площадь киля,
- уменьшили жесткость амортизации шасси,
- увеличили угол отклонения закрылков с 35 градусов до 45 градусов,
- для замедления темпов выпуска закрылков установили демпферы,
- увеличили натяжку тросов управления винтом,
- заменили костыльное колесо.

12.06.1945 года самолет вновь предоставили на испытания.

Государственные испытания были закончены во второй половине июня 1945 года.
Акт по результатам государственных испытаний 22.06.1945 года был утвержден командующим ВВС РК главным маршалом авиации Новиковым А.А.
Положительно оценив оба варианта самолета, летчики особо отметили простоту Як-14 в пилотировании, возможность эксплуатировать его на аэродромах минимального размера и тем самым, помимо основного назначения, широко использовать в санитарной и в сельскохозяйственной авиации.

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.

Фотогалерея

1945 год. Заводские и государственные испытания

Вернуться на страницу Як-10