Як-1Б

После появления двигателя М-105ПФ, появились два пути дальнейшего развития конструкции: уменьшить массу самолета или облагородить его аэродинамику.

По второму пути пошли в ЦАГИ конструкторы группы Сильмана А.И. (ведущий инженер по Як-1 1-й лаборатории ЦАГИ).
С 24 мая по 10 июня 1942 года в ЦАГИ велись исследования с целью изыскания путей повышения эффективности водо- и маслорадиаторов, а с 20 по 26 июля 1942 года – с целью разработки мероприятий по повышению максимальной скорости. Эти работы показали, что достаточно простыми и доступными для серийного производства средствами (герметизацией и изменением форм туннелей масло- и водорадиаторов, улучшением форм всасывающего и выхлопных патрубков, герметизацией фюзеляжа) можно увеличить максимальную скорость на 25-28 км/ч, а если обеспечить уборку хвостовой опоры и полное закрытие куполов шасси, то – на 33-38 км/ч.

По рекомендациям ЦАГИ в ЛИИ НКАП был переоборудован и в августе-сентябре 1942 года прошел летные испытания Як-1 с з/н 0868.
По результатам испытаний внесенные в конструкцию изменения дали прирост скорости на 23 км/ч. Увеличение скорости можно было считать гарантированным, поскольку на испытания Як-1 с з/н 0868 поступил после эксплуатации в части, т.е. с полным набором полученных ухудшений аэродинамических форм: нарушениями лакокрасочного покрытия, вмятинами в металлических деталях, плохой подгонкой лючков и зализов.
Скороподъемность осталась без изменений.

Одновременно аэродинамику самолета "вылизывали" и в ОКБ Яковлева.
На опытном заводе № 115 на Як-1 с з/н 1047 были выполнены работы по облегчению конструкции и обеспечению кругового обзора из кабины летчика.
Облегчение было сделано по уже отработанной схеме путем снятия пулеметов ШКАС и установки металлического хвостового оперения. Для уменьшения лобового сопротивления была предусмотрена уборка хвостовой опоры. Новым было остекление фонаря и пониженный гаргрот фюзеляжа.
Заводские испытания, закончившиеся 25.06.1942 года (летчик-испытатель П.Я. Федрови), показали значительное улучшение маневренности в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Набор высоты за боевой разворот составил 1200-1300 м, а время виража сократилось до 16-17 с. Несравненно лучше стал обзор, причем установка зеркала позволяла летчику вести наблюдение за задней полусферой без поворота головы.

Но идея облегчения машины за счет ослабления вооружения не нашла поддержки у военных. Поэтому в том же месяце на заводе № 115 подвергся восстановительному ремонту и переделкам Як-1 с з/н 3560.
Как и на предыдущем образце, на нем был срезан гаргрот и установлен новый каплевидный фонарь с зеркалом обзора задней полусферы. Но козырек фонаря был выполнен с прямыми стеклами (у Як-1 с з/н 1047 он был беспереплетным).
На Як-1 с з/н 3560 были установлены переднее и заднее бронестекла (на Як-1 с з/н 1047 стоял только макет заднего).
Кроме бронестекол и бронеспинки (со срезанным верхом) для защиты головы летчика спереди и сзади были установлены прозрачные бронестекла и броненадголовник на подвижной части фонаря, и бронеподлокотником для левой руки.
Для уменьшения лобового сопротивления была предусмотрена уборка хвостовой опоры.
Вооружение тоже было изменено. Вместо двух синхронных пулеметов ШКАС поставили один синхронный крупнокалиберный пулемет УБС («вместо двух» – это относительно серийных машин, так как Як-1 с з/н 3560 ранее подвергся мероприятиям по облегчению и пулеметы ШКАС на нем не стояли). Боекомплект к пулемету УБС состоял из 200 патронов.
Изменилось и управление огнем. Механический и пневмомеханический спуски пушки и пулеметов были заменены на электрический и пневмоэлектрический соответственно, приводимые в действие от спусковой кнопки и спускового крючка на ручке управления. Новая ручка, сделанная по типу ручки Bf-109, позволяла вести огонь только правой рукой, оставляя левую свободной для управления режимами работы мотора при маневрировании. Оптический прицел ОПБ заменен на кольцевой механический ВВ-1.

Специального обозначения эта модификация не имела, но по аналогии с Як-7Б самолеты Як-1 с пулеметом УБС в строевых частях иногда называли Як-1Б.

Государственные испытания модифицированного Як-1 (Як-1Б) в НИИ ВВС проходили с 4 по 14 июля 1942 года.

Тактические качества самолета возросли настолько, что А.С. Яковлев 01.07.1942 года обратился к наркому авиационной промышленности с просьбой о выпуске войсковой серии в 20 самолетов с аналогичными изменениями и отправке их на фронт для проверки в боевых условиях.
Преимущества были столь очевидны, что войсковую серию строить не стали. Постановлением ГКО от 11.08.1942 года было дано распоряжение директору завода № 292 о внедрении в серию изменений, опробованных на Як-1 с з/н 3560. Кроме того, постановлением предусматривалась установка на модифицированных «яках» маслорадиатора по типу Як-7, винта ВИШ-105, всасывающего патрубка нагнетателя с пылефильтром конструкции ЦАГИ и убирающейся хвостовой опоры.

Сроки устанавливались следующие:
- первые 10 машин изготовить в сентябре 1942 года,
- 100 машин – в октябре 1942 года,
- с ноября 1942 года выпускать только новые Як-1 (позже приказом наркома авиационной промышленности от 02.10.1942 года полный переход на выпуск «яков» с улучшенным обзором предписывалось начать с 10.10.1942 года).

С заданием завод справился. Оговоренное постановлением количество Як-1Б в заданные сроки вышло из заводских цехов.
Наименование новой модификации почему-то не прижилось, хотя и употреблялось повсеместно.
Наименование Як-1СБ появилось в результате ошибки военпреда УВВС ВМФ, который к секретному названию добавил открытое наименование машины СБ, употребляемое на заводе.

Поскольку испытания изменений, предложенных ЦАГИ для улучшения аэродинамики, были закончены к 11 сентября, то их внедрение в серию тоже задержалось, началось с 15.11.1942 года, и проводилось также постепенно.
Полностью процесс завершился примерно к 110-й серии. Одновременно были проведены мероприятия по частичному облегчению конструкции серийных самолетов.

Улучшению тактических свойств самолета способствовала установка с 20.08.1942 года на всех Як-1 радиоприемника РСИ-4, а на каждом пятом (с 1 октября на каждом четном) – радиопередатчика РСИ-3.

На заводе № 292 бригадой ЛИИ НКАП совместно с летно-испытательной группой завода были проведены сравнительные контрольные испытания модифицированного самолета.
Як-1Б с улучшенной аэродинамикой и штатным вооружением уступал облегченному варианту только в вертикальном маневре и во всех отношениях был лучше серийного Як-1.

Серийное производство Як-1Б на заводе № 292 началось с сентября 1942 года в соответствии с постановлением ГКО от 11.08.1942 года.
В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября 1942 года выпускались только самолеты Як-1Б.

С 10.12.1942 года по 28.01.1943 года 58 самолетов Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32-м ГИАП 210-й ИАД 3-й ВА (Калининский фронт) и в 176-м ИАП 283-й ИАД 16-й ВА (Сталинградский фронт).
За время войсковых испытаний на 58 самолетах было совершено 669 боевых вылетов с налетом 6174, проведено 38 воздушных боев, в результате которых сбито 25 самолетов противника, в том числе: Me-109F - 5, Ju-87 - 8, He-111 - 3, Hs-126 - 2, FW-190 - 6, Ju-88 - 1. Свои потери: 6 Як-1Б.

С 1943 года самолет стал поступать на вооружение всех авиачастей, вооруженных истребителями Як-1.

Выпуск Як-1Б продолжался до конца выпуска Як-1 и, начиная со 111-й серии, было собрано 4188 машин.
Еще 273 машины имели переходную конструкцию.

Фотогалерея

1942 год

Вернуться на страницу Як-1