Истребитель Як-1 / Як-1Б

Вскоре после начала заводских испытаний И-26-1 опытный завод ОКБ А.С. Яковлева начал подготовку к серийному выпуску машины.
Изначально для этой цели руководство НКАП хотело использовать кооперацию московских заводов №№ 115, 207 и 301 с оказанием помощи заводом № 1. Кроме этого, планировалось привлечь завод № 31 в Таганроге.

В итоге самолет был запущен в серийное производство:

Завод № 47 во время войны из Ленинграда был эвакуирован в г. Чкалов. Задание по выпуску Як-1 с двигателем М-105П (постановление ГКО от 17.02.1942 г.) вскоре было отменено из-за сложившейся ситуации с учебными самолетами УТ-2, выпускавшимися этим заводом, которых не хватало для тренировки и обучения летного состава.
Из переданных заводу 11-ти полных комплектов деталей и узлов, изготовленных заводом № 292, в 1942 году было построено всего 2 самолета Як-1. Остальные 9 собрать не смогли, с одной стороны, из-за увеличения плана выпуска УТ-2, а с другой стороны, из-за отсутствия моторов, винтов, колес, радиаторов и других готовых изделий, не полученных от заводов-поставщиков.

Московский завод № 301 выпускал Як-1 в 1940-1941 гг.

Саратовский завод № 292 стал основным, а в дальнейшем единственным изготовителем самолетов Як-1, который выпускал этот тип самолетов вплоть до июля 1944 года.

В 1941 году выпуск Як-1 планировался на заводе № 126 (Комсомольск-на-Амуре) и на вновь строящемся заводе № 130 в количестве 250 машин, согласно постановлению Комитета обороны при СНК СССР от 12.07.1940 года.
Завод № 126 должен был не только выпускать Як-1, но и готовить кадры для завода № 130 до ввода его в эксплуатацию. Однако завод к производству Як-1 так и не приступил из-за сложностей внедрения новой машины параллельно с производством бомбардировщиков ДБ-3.
Строительство завода № 130 затянулось, началась война, и принятое ранее решение потеряло силу.

План предусматривал, что заводы № 126, 292 и 301 до конца 1940 года выпустят 202 самолета. Однако позднее план сократили.
В последние недели 1940 года в части ВВС РККА поступили первые 64 машины Як-1.

Производственный план на 1941 год, подготовленный Наркоматом авиационной промышленности, предусматривал выпуск самолетов Як-1 на трех заводах: вместо завода № 126 планировалось подключить завод № 81.

В первой половине 1941 года ВВС получили 335 самолетов Як-1.
К 22.06.1941 года три завода выпустили 425 самолетов Як-1, включая прототипы:
- завод № 115 - 3 самолета,
- завод № 301 - 117 самолетов,
- завод № 292 - 305 самолетов.

С началом войны планы относительно Як-1 изменились. 29.06.1941 года было принято постановление правительства (а 17 июля – уточнено) развернуть производство Як-1 на площадях самолетно-ремонтных мастерских в г. Чкалове (сейчас г. Оренбург) и в г. Энгельсе на авиационном заводе № 492, который должен был изготовить с ноября 1941 года до конца года 25 самолетов Як-1.
Сталин также приказал развернуть выпуск истребителей Як-1 на заводе № 448 в Тбилиси и и его филиале - заводе № 131 в Кутаиси, доведя с ноября 1941 года ежемесячный выпуск до 50 самолетов (приказ наркома от 26.08.1941 года). Завод № 153 в Новосибирске должен был выпустить в 1941 году 100 истребителей Яковлева за счет сокращения выпуска ЛаГГ-3.
Решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 17.12.1941 года планировалось приступить к изготовлению Як-1 на заводе № 30, который было решено организовать на пустующих площадях эвакуированного завода № 1 в Москве. План 1942 года – 1 145 самолетов.

Однако большей части этих планов не суждено было сбыться.

В связи с эвакуацией завода № 47 из Ленинграда в г. Чкалов завод № 492 не был развернут. Задание по выпуску Як-1 (постановление ГКО от 17.02.1942 года), перешедшее от этого завода к заводу № 47, вскоре было отменено из-за сложившейся ситуации с учебными самолетами УТ-2, выпускавшимися этим заводом, которых не хватало для тренировки и обучения летного состава.
В Тбилиси были эвакуированы заводы № 31 и № 45, которые объединились с заводами № 448 и № 131, получив обозначение № 31 и № 131, и перешли на изготовление другой продукции.
Более сложная ситуация сложилась на заводе № 153. Согласно постановлению ГКО от 14.08.1941 года, на нем должен был внедряться улучшенный вариант Як-1, отличающийся от выпускаемых заводом № 292 увеличенным диаметром колес, отъемной моторамой и наличием радиостанции. Однако внедрен был не Як-1, а Як-7, который выпускал эвакуированный из Москвы в Новосибирск завод № 301. Этот вариант Як-7 официально именовался заводом № 301 как Як-1 типа Як-7. Впоследствии в апреле 1942 года этот вариант во избежание путаницы получил на заводе № 153 наименование Як-7А. Но до того времени он уже успел получить в Правительстве и Наркомате наименование Як-3, которое затем и проходило в производственных планах многих других заводов НКАП по постановлениям ГКО.
Завод № 30, еще не успев начать подготовку к производству Як-1, 24.12.1941 года (всего через неделю после предыдущего постановления ГКО) был переведен на выпуск Як-3, а еще через две недели, 15.01.1942 года, ему поставили задачу выпускать Ил-2.

С начала войны к октябрю 1941 года количество готовых самолетов Як-1 увеличилось вдвое. К концу 1941 года планировалось достичь выпуска 10 самолетов в сутки, но начавшаяся эвакуация заводов-поставщиков помешала этому.
До конца 1941 года ВВС получили 1 019 машин.

По данным НКАП, в январе-феврале 1942 года заводом № 30, вновь организованным, и № 301, вернувшимся в Москву, было собрано и сдано военным представителям 83 самолета Як-1, в том числе:
- заводом № 30 – 65 самолетов из россыпи завода № 292,
- заводом № 301 – 18 самолетов.
Еще два самолета 49-й серии из полученных заводом № 301 20-ти машин были собраны 28 марта и 21 апреля уже 1943 года.
Судьба остальных 12 самолетов, из полученных 77 экземпляров заводом № 30 к 18.01.1942 года, пока остается неизвестной.
Ежемесячный выпуск самолетов колебался. Первое время в число "выпущенных" машин попадали и те самолеты, что стояли во дворе завода, ожидая доукомплектации. 21.01.1942 года эту порочную практику пресекли и учитывались только те машины, что были «готовы к бою».

Снижение производства в 1943 году объясняется разрушением завода № 292 в результате налета бомбардировщиков противника в ночь с 23 на 24 июня 1943 года. Завод был полностью восстановлен через 80 дней, а в октябре 1943 года выпуск самолетов достиг уровня мая.

В 1944 году производство Як-1 снизилось в связи с постепенным переходом на выпуск Як-3.

Выпуск Як-1 был закончен 192-й серией в июле 1944 года. Хотя встречаются Як-1 193-й серии.
Последние машины поступили в боевые части в октябре 1944 года.

Выпуск самолетов Як-1 (1940 – 1944 гг.)
Завод / год 1940 1941 1942 1943 1944 Всего
№ 115 1 2 - - - 3
№ 47 - - 2* - - -
№ 301 48 69 - - - 117
№ 292 16 1 212 3 477 2 720 1 128 8 553
Всего 66 1 281 3 477 2 720 1 128 8 673
* Самолеты изготовлены из россыпи завода № 292 и учтены им в сводках о выпуске готовой продукции в 1941 году. Поэтому они не включены в общую сумму.

В конце выпуска в декабре 1944 года 27 самолетов, которые уже прошли по отчетам, как выпущенные, разобрали на запчасти.