Як-1 с лыжным шасси

По приказу наркома авиапромышленности от 14.01.1941 года все Як-1 с 20 января выпускались с утепленными водо- и маслосистемами.
По этому же приказу в экспериментальном порядке на заводе № 301 установили и испытали в маслосистеме дополнительные шунтовые линии и редукционные клапаны, которые позволили производить запуск мотора даже при полностью замороженном маслорадиаторе.
Но отсутствие лыжного шасси ограничивало применение Як-1 с полевых аэродромов, которые не расчищались в зимнее время от снега.

Оснащение Як-1 лыжным шасси технически было очень сложно, потому что лыжи должны были убираться в полете. Однако на решение этой задачи по нормам военного времени отвели всего две недели.

По приказу наркома от 13.08.1941 года конструкторы новых серийных самолетов должны были к 25ю08ю1941 года представить на утверждение заместителям наркома П.В. Дементьеву, А.С. Яковлеву, П.А. Воронину чертежи конструкции лыж для своих самолетов, а к 1 сентября изготовить образцы зимних лыж, проверить их статическими испытаниями и продувками в аэродинамической трубе.
И, вдогонку, приказом, вышедшим 15.08.1941 года, предписывалось унифицировать лыжи по полозу, кардану и амортизатору для истребителей МиГ-3, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3.

ОКБ А.С.Яковлева эти приказы не застали врасплох, т.к. И-26-I уже эксплуатировался на лыжах, правда неубирающихся.
Поэтому уже 15.08.1941 года (всего через два дня после появления приказа) начались натурные испытания И-26-3 с лыжным шасси в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ.
Эти испытания, закончившиеся 28.08.1941 года, показали, что при оптимальной форме лыж можно ожидать уменьшения максимальной скорости примерно на 12 км/ч. Полетный вес при этом возрос.

Тем не менее, на основании исследований в ЦАГИ была подобрана оптимальная, с точки зрения, как аэродинамики, так и производства, форма лыж, и, согласно приказу наркома от 04.11.1941 года, завод № 292 во второй половине ноября 1941 года приступил к их изготовлению.

Чертежи лыж для серийных самолетов Як-1 и Як-7 были изготовлены ОКБ А.С. Яковлева и переданы серийным заводам. Лыжа – двухлонжеронная, шириной 620 мм и длиной 1650 мм. Общая площадь двух основных лыж - 2,04 кв.м.
Хвостовая лыжа – убирающаяся, ее конструкция – общая для всех истребителей.
Массы двух основных лыж – 123 кг, хвостовой – 6 кг.

Як-1 с двигателем М-105ПА с лыжным шасси представлял собой обычный серийный Як-1, на котором был осуществлен ряд мероприятий, направленных на повышение боеготовности, а также на обеспечение эксплуатации в зимних условиях. Его основные отличия:
- убирающееся лыжное шасси взамен колесного;
- окраска поверхности смываемой меловой клеевой краской МК-7 (поверх летнего камуфляжа);
- утепление агрегатов винтомоторной группы (т.е. трубопроводов, радиатора, расширительного бачка водосистемы, а также трубопроводов радиатора, маслобака, фильтра "Куно", суфлерного бачка маслосистемы);
- установка системы разжижения масла бензином;
- заправка водосистемы антифризом;
- использование ватного чехла для укрытия капота двигателя на стоянке;
- использование специальных заслонок и подушек для прикрытия радиаторов на стоянке.

Для установки лыжного шасси переделок в конструкции самого самолета не потребовалось. Основная амортизационная стойка, схема подъема и выпуска шасси оставались прежними. Лыжа подтягивалась под купол колес шасси и выступала впереди кромки крыла на 600 мм. Эта часть лыжи была закапотирована под профиль крыла.

Самолет Як-1 с з/н 3855, с лыжным шасси и мелово-клеевой окраской поверхности проходил совместные заводские и государственные испытания на саратовском заводе № 292 в ноябре 1941 года.
Как и ожидалось, летные характеристики в основном стали хуже. Это объяснялось, главным образом, увеличением аэродинамического сопротивления из-за неплотного прилегания лыж к крылу и увеличения полетной массы самолета. Увеличение длины разбега и уменьшение длины пробега являлись следствием более высокого коэффициента трения лыж о снег, чем колес о землю.
В зимнем варианте Як-1 стал тяжелее на 74-75 кг (за счет замены колесного шасси лыжным - на 50 кг, за счет зимней окраски - на 4-5 кг и за счет утепления ВМГ - на 20 кг). Взлетная масса возросла до 2985 кг. Скорость во всем диапазоне высот уменьшилась на 30-40 км/ч.

Всего с сентября 1941 года по 25.08.1942 года было выпущено около 830 самолетов Як-1 с лыжным шасси в зимнем варианте.

По технике пилотирования Як-1 с лыжным шасси и зимней окраской в основном не отличался от Як-1 с колесным шасси. Что же касается посадки, то она стала даже проще, так как в случае ошибок (например, посадки с креном на лыжи) самолет почти не "козлил", как в случае с колесным шасси. К тому же противокапотажный угол стал больше по крайней мере на 3о и составлял 28,5о. Поэтому опасность капотирования самолета на пробеге, несмотря на более сильное торможение, практически полностью исключалась.

Опыт применения показал, что установка на наших самолетах лыж ставила их в невыгодное положение по отношению к самолетам противника, которые летали круглый год с колесами и поэтому не имели потерь скорости. Проблемы возникали и при эксплуатации лыж в частях.
По свидетельству Б.Н. Еремина, командира эскадрильи 296-го ИАП, "иногда в бою от резких эволюции машины лыжи сходили с замков и самолет забрасывало, что делало его почти неуправляемым. Много хлопот было у техников, поскольку при посадке кронштейны, на которых крепились лыжи, быстро выходили из строя".
Ночами, при сильных морозах, при отсутствии запасных частей и инструментов техники снимали лыжи, заваривали трещины во втулках кабанов лыж. Однако это не гарантировало исправной работы, и после первой же посадки трещины в них могли появиться опять. Отчасти здесь была и вина завода. Ограниченный сроками, он был вынужден доводить лыжное шасси по ходу производства. К моменту выявления причин трещин кабана и отработки кинематики лыжного шасси уже был выпущен 581 комплект с многочисленными отличиями друг от друга.

К зиме 1942-1943 гг. на заводе № 292 было отработано новое лыжное шасси с кабаном конструкции Жохова. Но наученное горьким опытом применения истребителей на лыжах, ухудшавших значительно их боевые качества, командование ВВС приняло решение лыжи снять, а аэродромы в зимнее время укатывать.
Отказ от лыж потребовал расчистки аэродромов от снега, чего раньше у нас не делалось. Это возложило на БАО (батальоны аэродромного обслуживания) дополнительную большую ответственность за подготовку полевых аэродромов к полетам, потребовало разработки специальных средств расчистки ("гладилок" скребков, снегоочистителей), но зато позволило самолетам иметь свойственные им летные характеристики.

С отказом от лыжного шасси значение взлетных лыж уменьшилось, и позднее они в основном использовались для эвакуации совершившего вынужденную посадку на снег самолета и на некоторых северных участках фронта.

Фотогалерея

Дата съемки не установлена
Як-1 с бортовым номером "6". Дата съемки не установлена
Як-1 с бортовым номером "28". Дата съемки не установлена

Вернуться на страницу Як-1