Фронтовые модификации Як-1

Во время войны в частях и авиаремонтных мастерских широко велась изобретательская и рационализаторская работа. Она поощрялась и направлялась руководящим составом инженерно-авиационной службы.
С одной стороны, начиная с 1942 года техническому составу ГУ ВВС КА предлагалось помочь решить проблемы облегчения эксплуатации и ремонта, а также сбережения авиатехники и повышения ее боевых качеств.
С другой стороны, появление очень многих изменений в конструкции серийных самолетов было вызвано нехваткой запасных частей.

О большинстве таких доработок не сохранилось подробных достоверных документов, и лишь о немногих в них было упомянуто.
Далее перечислены некоторые из них.

Бронекозырьки.

Истребители новых типов с моторами водяного охлаждения в начале боевых действий не имели надежной защиты летчика от пуль и снарядов спереди. Чтобы добавить летчикам уверенности при лобовых атаках и ударах по наземным целям, в ВВС Северного фронта были разработаны и испытаны козырьки фонаря с прозрачной броней для ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1.
Бронестекло монтировалось вертикально на кронштейнах между летчиком и прицелом.
В октябре 1941 года по материалам испытаний был сделан заказ на 1000 бронекозырьков для ВВС КА заводу К-4 в Ленинграде.
До эвакуации, в декабре 1941 года, завод успел выпустить 37 штук таких козырьков для Як-1.
09.09.1941 года 10 машин с передним бронестеклом (№№ 0227, 1233, 1734, 0235, 0435, 0835, 0935, 1035, 1135, 1235) были переданы в 415-й ИАП ПВО г. Москвы.
Неустановленное пока число машин с передним бронестеклом было отправлены в другие части ВВС КА.
Один самолет попал в ВВС ЧФ к командиру 8-го ИАП Авдееву М.В., благодаря чему по сохранившимся фотоснимкам установлено как выглядел этот бронекозырек.

Использование деталей и узлов с других самолетов или изготовленных самостоятельно.

Общая нехватка запасных частей практически повсеместно вынуждала использовать вместо них детали с других типов самолетов. Для Як-1 наиболее часто это были детали со схожего с ним по конструкции Як-7.

В 1941 году силами авиамастерских № 37 ВВС Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ) под руководством инженер-капитана Мансурова на Як-1 установили маслорадиатор от Як-7, имевшийся в наличии.
Заменялись хвостовое оперение, колесо хвостовой опоры с амортизационной стойкой и другие детали.

После того как промышленность перешла на выпуск мотора М-105ПФ, а находящиеся в эксплуатации М-105ПА исчерпали свой ресурс, появилась проблема замены моторов на Як-1 более ранних серий, поскольку на них стояли не соответствующие новому мотору масло- и водорадиаторы. И эта задача опять решалась установкой маслорадиатора от Як-7. В мастерских № 81 Наркомата ВМФ на эти работы была даже составлена технологическая карта в июле-августе 1943 года. По ней трудозатраты составили 523 ч 45 мин.
На многих опытных самолетах само ОКБ заменяло маслорадиатор.

Некоторые недостающие детали изготавливались вновь по образцам.
На заводе "Красногвардеец" в Ленинграде летом 1942 года изготавливался опытный образец маслорадиатора для Як-1.
20.05.1942 года Главный инженер ВВС ВМФ разрешил авиамастерским самостоятельно изготавливать капоты, всасывающие патрубки, корзины радиаторов, щитки шасси с креплениями, каркасы фонаря и фонари, киль, рули поворота и высоты, стабилизатор и дополнительный маслобак для самолетов Як-1.
Такой неприятный дефект, как забрызгивание маслом козырька фонаря Як-1, привел к установке в частях разнообразнейших по форме и месту крепления маслоотражательных щитков, колец, козырьков.

Другая модернизация Як-1 была выполнена на одном из аэродромов под Уманью, где размокшая почва, мокрый снег, грязь при разбеге самолета забивали соты водорадиатора — моторы перегревались и выходили из строя.
По предложению технического состава для радиаторов вырезали из фанеры и установили специальные щитки, закрывавшие вход в радиаторы. После отрыва летчик специальным тросом, протянутым в кабину, открывал щитки. За короткое время мотор не успевал нагреться до критической температуры.

Переделка фонаря кабины и понижение гаргрота

В мемуарах Яковлева А.С. упоминается самолет с наименованием Як-1Б – фронтовая переделка Як-1 в модификацию с новым фонарем кабины и пониженным гаргротом, проведенная в полку майора Шинкаренко Ф.И.
В начале 1942 года летчики и техники истребительного полка, которым командовал майор Шинкаренко Ф.И., по собственной инициативе переделали все свои самолеты Як-1.
Проведенные работы были направлены на устранение существенного недостатка серийного истребителя – ограниченного обзора назад (из-за пологого гаргрота от кабины летчика до киля). Силами личного состава гаргрот был значительно понижен, а задняя часть фонаря сформована из прозрачного плексигласа, благодаря чему обзор назад значительно улучшился.
Полезность подобного изменения, подсказанного боевым опытом, была очевидна.

"Облегчение" самолета

При рассказе о фронтовых модификациях нельзя не упомянуть о «стихийном облегчении» самолетов за счет снятия «бесполезного», на взгляд летчиков, кислородного и другого оборудования.
Снимались зачастую радиостанции, дальность действия и уровень помех которых поначалу оставляли желать лучшего.
Иногда дело доходило до снятия бронеспинок, но печальный опыт быстро искоренил эти «новации».
На самолетах первых серий нередко в частях снимали подвижную часть фонаря кабины, с одной стороны, потому что это улучшало обзор (к которому привыкли летчики, летавшие на истребителях старых типов), а с другой стороны, потому что ее невозможно было открыть на больших скоростях полета при необходимости покинуть самолет.

Вернуться на страницу Як-1