Як-1 с улучшенной аэродинамикой

Летом и осенью 1942 года в период Сталинградской битвы сложилась весьма напряженная обстановка, вызванная появлением у немцев новых истребителей Me-109F-4 и Me-109G-2 с более мощными и высотными двигателями, которые обеспечивали им значительное преимущество в воздушном бою.

Испытанный в НИИ ВВС в начале 1942 года Bf-109F-1 с двигателем DB-601N имел скорость на 19-27 км/ч. больше, чем Як-1. Применение на Як-1 замой лыжных шасси увеличивало эту разницу до 60 км/ч. и больше.
13.10.1942 года в докладе начальника одного из главных управлений HКАП Шишкина С.H. наркому Шахурину А.И. говорилось, что по максимальной скорости Me-109G-2 несколько превосходил наши истребители, 3начительно большее преимущество этот самолет имел перед нашими истребителями по скороподъемности и, следовательно, по маневру из-за избытка мощности, особенно с учетом трехминутного форсажа.

Были приняты чрезвычайные меры с целью повышения летно-тактических характеристик наших истребителей, в том числе улучшение аэродинамики по рекомендациям ЦАГИ и ЛИИ.
Улучшение аэродинамики производилось по постановлению ГКО, которое предусматривало, что серийные самолеты Як-1 с двигателями М-105ПФ должны иметь максимальную скорость: у земли – 525 км/ч, на высоте 3750 м (вторая граница высотности) - 590 км/ч вместо 505 и 570 км/ч соответственно.

Во исполнение указанного постановления серийным заводом под руководством ОКБ А.С. Яковлева в серийный самолет были внесены следующие изменения:
- произведена установка перегородок в фюзеляже и их полная герметизация;
- осуществлена уборка хвостового колеса;
- переделаны капоты и зализы;
- снята сетка с гондолы водорадиатора;
- кок винта сделан более полным;
- установлены обтекатели на выхлопные патрубки (две пластины, прикрывавшие сверху и снизу выхлопные патрубки двигателя);
- выхлопные патрубки сделаны реактивными;
- изменены форма туннелей водо- и маслорадиаторов;
- улучшена отделка внешней поверхности самолета и т.д.

Самолеты Як-1 с улучшенной аэродинамикой проходили испытания в 1942-1943 гг. в ЛИИ, НИИ ВВС, а также на заводе № 292.
В 10.1942 года в ЛИИ испытывался серийный Як-1 с з/н 1699. Испытания проводила бригада в следующем составе: летчик-испытатель Коченюк В.H. (из военного представительства на заводе № 292), инженер ЛИИ Молочаев В.Я.
Было установлено, что в результате осуществления указанных рекомендаций ЦАГИ и ЛИИ максимальная скорость Як-1 с двигателем М-105ПФ стала соответствовать требованиям ВВС.
Як-1 с улучшенной аэродинамикой превосходил своих серийных «собратьев» в скорости на 10-15 км/ч, а в скороподъемности - примерно на 7%.

Як-1 с улучшенной аэродинамикой находился в производстве со 111-й по 192-ю серию (с 12.1942 года до 07.1944 года) т.е. до конца выпуска серийных Як-1.

Всего был выпущен 4461 самолет.

Вернуться на страницу Як-1