Як-1 УПС (с управлением пограничным слоем) - проект

Объективной и негативной стороной борьбы за увеличение максимальных скоростей истребителей являлся рост их посадочных скоростей, а с ними длины пробега самолетов и потребной длины аэродромов.

В 1941 году старший инженер ЦАГИ Виленский Я.Г. на основе продувок модели самолета УТ-1 в аэродинамической трубе Т-102 в ЦАГИ предложил способ улучшения посадочных характеристик: уменьшение посадочной скорости достигалось сохранением безотрывного обтекания крыла на посадочных углах атаки за счет отсоса пограничного слоя.
В конце 1941 года, начальником КБ филиала ЦАГИ в г. Новосибирске старшим инженером Ивановым А.А. был создан эскизный проект самолета Як-1 УПС.

Отбор воздуха предполагалось производить от штатного нагнетателя мотора М-105. При этом карбюраторы мотора переключались на питание воздухом непосредственно из атмосферы через отверстия в капоте двигателя.
Основным переделкам по проекту подвергалось крыло. Его законцовки становились трапециевидной формы.
Вместо традиционных посадочных щитков устанавливались удлиненные двухсекционные металлические закрылки со щелью отсоса пограничного слоя сверху по всему размаху и выходной щелью с регулирующим щитком снизу закрылка.
Уменьшенные элероны, за счет изменения формы законцовок смещались к концам крыла, в связи с чем их эффективность должна была остаться без изменений.
В фюзеляже, крыле и закрылке монтировалась система воздухоподводящих и отводящих каналов. Крыло снабжалось автоматическим предкрылком, выполненным из-за малой его толщины из дерева с дюралевой обшивкой.
Предполагалось также изменить диапазон углов отклонения лопастей винта ВИШ-61П в сторону уменьшения, для достижения нулевой тяги. Для быстрого перевода лопастей винта во взлетное положение при уходе на второй круг было разработано специальное устройство.

По расчетам посадочная скорость самолета Як-1 должна была снизиться со 141 до 124 км/ч.

Исследования в полете планировалось провести в 1942 году, но с переводом в Москву ответственного исполнителя проекта Красильщикова П.П. и ведущего инженера Иванова A.A. было принято решение ограничиться только теоретической проработкой эскизного проекта.
С другой стороны, в связи с крупными переделками крыла, внедрить в серийное производство проект Як-1 УПС в начальный период войны было практически невозможно.

Вернуться на страницу Як-1