Як-1 с аэрофотоаппаратом АФА-И

Широкое применение истребителей для целей воздушной разведки практически с начала боевых действий потребовало установки на них аэрофотоаппаратов (АФА).

Разведывательный вариант Як-1 представлял собой незаводскую доработку серийного Як-1 путем установки аэрофотоаппарата АФА-И.
Модификация осуществлялась силами ПАРМ или непосредственно техническим персоналом фронтовых частей, поэтому схема реализации отличалась.
Как правило, АФА-И устанавливался в фюзеляже за кабиной пилота с выводом объектива в нижней части за водорадиатором.
Варианты установки были весьма разнообразны, потому что, получив задание, каждая авиамастерская создавала заново свой проект. Для монтажа и обслуживания фотоаппарата в обшивке прорезались дополнительные технологические люки.
Некоторое увеличение веса, вызванное установкой фотооборудования, влекло незначительное ухудшение летных характеристик, однако для разведывательного самолета это было непринципиально.

Доработкам подвергались обычно единичные экземпляры, но к концу 1943 года, когда резервы модификации и модернизации были исчерпаны, машина все больше использовалась для решения задач разведки, и число самолетов, оборудованных АФА, возросло.

Точное количество переоборудованных в разведчик Як-1 неизвестно.

Один из дооборудованных самолетов сохранился до наших дней.
Это Як-1 с з/н 08110 - подарок Головатого Ф.П. летчику Еремину Б.Н., находящийся в филиале Саратовского музея краеведения.
К сожалению, при реставрации в 1944 году фотолюк на самолете, через который осуществлялась съемка, был заделан. Остался лишь люк на правом борту, через который снимали и устанавливали АФА.

Вернуться на страницу Як-1