296 истребительный авиационный полк
18.03.1943 года преобразован в
73 гвардейский истребительный Сталинградско-Венский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк

Полк летал на Як-1 и Як-1Б с 01.1942 года по 05.1945 года.

Як-1 производства завода № 292 с з/н:
0402, 1311, 2040, 2143, 3043, 5043, 0444, 2044, 2944, 3244, 0445, 0845, 1245, 1945, 2345, 2645, 2745, 1951, 2751, 1860, 0665, 4365, 0266, 1668, 0172, 1972, 3379, 2080, 2085, 2086, 2686, 4586, 1787, 2887, 3487, 4387, 4687, 4887, 4987, 3487, 2290, 1691, 1892, 2692, 2792, 2892, 2992, 3192, 3492, 4492, 1793, 2393, 2693, 1094, 0597, 3497.

Як-1Б производства завода № 292 с з/н:
1099, 1699, 2099, 2999, 22100, 28100, 01101, 19101, 23101, 04102, 17102, 28102, 34102, 17103, 28103, 34103, 41103, 43103, 15104, 26105, 28105, 27107, 23109, 25109, 13110, 15110, 32110, 13111, 06113, 41128, 10129, 07131, 16131, 05136, 18145, 07147, 28147, 38147, 39147, 04148, 21148, 47148, 21150, 13151, 38151, 37158, 44159, 16160, 35161, 01162, 42162, 40171, 01174, 08175, 24175, 40175, 28179, 28182.

Як-1 с неизвестными з/н:

Як-1Б с неизвестными з/н:

Як-1 и Як-1Б с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
09.03.1942 7 истребителей Як-1 поднялись с аэродрома после полудня и направилась на прикрытие своих войск в район Шебелинка – Кисели – Беликов. Вскоре группа обнаружила противника: «Юнкерсов» было 6, над ними шли 10 Ме-109 и неподалеку ещё 7. Ерёмин, следуя за парой Мартынова, повёл в атаку на Ме-109 всю группу. Ерёмин и Соломатин с пикирования сбили 2 «Мессера». Лейтенант Скотной атаковал и поджёг «Юнкерс». Ни один бомбардировщик не успел открыть огонь. Освобождаясь от бомб, они на полной скорости стали уходить. В этот момент на истребителей сверху пошла в атаку пятёрка Ме-109. Немцам удалось поджечь самолёт Скотного – он стал планировать на посадку, а лейтенант Седов прикрыл своего товарища. Ерёмин собрал группу для нового удара по «Мессерам», но противник уклонился от боя командир звена, лейтенант Скотной Василий Яковлевич Самолет поврежден.
Летчик жив
25.03.1942 Погиб при посадке на аэродроме «Б. Бурлук» после выполнения боевого задания летчик, лейтенант Седов Михаил Степанович Самолет разбит.
Летчик погиб
08.04.1942 Не вернулся с боевого задания после воздушного боя в районе Лозовенька летчик, старший сержант Федулов Георгий Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
13.05.1942 Сбит в воздушном бою в районе Барвенковского выступа. Получивший тяжелые ранения в бою летчик произвел посадку на фюзеляж и умер в кабине своего истребителя летчик, старший сержант Король Дмитрий Борисович Судьба самолета неизвестна.
Летчик погиб
31.05.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, младший лейтенант Сабсай Константин Тимофеевич Самолет разбит.
Летчик погиб
31.05.1942 Железнодорожный узел Куиянск подвергся налёту бомбардировщиков, и Ерёмин поднялся на перехват. Выбрав Не-111. он приблизился к нему и открыл огонь по хвостовой стрелковой установке. Немецкий стрелок пропал, а ствол его пулемёта задрался в небо. Ерёмин подошел ближе к бомбардировщику, чтобы сбить его. Внезапная очередь попала в носовую часть его самолёта, выведя из строя систему охлаждения – кабина заполнилась паром. Оказалось, что немецкий стрелок притворился мёртвым, ожидая, когда советский истребитель подойдет поближе. Ерёмин совершил вынужденную посадку командир эскадрильи, капитан Еремин Борис Николаевич Самолет поврежден.
Летчик ранен
05.06.1942 Не вернулся с боевого задания по штурмовке аэродрома «Граково» летчик, младший лейтенант Корнеев Николай Сергеевич Самолет разбит.
Летчик погиб
13.06.1942 Катастрофа – над аэродромом «Куриловка» столкнулся в воздухе с самолетом Тимченко летчик, сержант Озеров Михаил Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
13.06.1942 Катастрофа – над аэродромом «Куриловка» столкнулся в воздухе с самолетом Озерова летчик, сержант Тимченко Алексей Трофимович Самолет разбит.
Летчик погиб
13.06.1942 Не вернулся с боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 в районе Веселое летчик, сержант Долженко Борис Максимович Самолет разбит.
Летчик погиб
13.06.1942 Не вернулся с боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 в районе Веселое начальник воздушно-стрелковой службы, капитан Калинников Александр Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
13.06.1942 Не вернулся с боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 в районе Веселое командир звена, старший лейтенант Скотной Василий Яковлевич Самолет разбит.
Летчик погиб
22.06.1942 Сбит в воздушном бою летчик, сержант Литвинов Алексей Филиппович Самолет разбит.
Летчик погиб
28.06.1942 Катастрофа на аэродроме «Покровское» летчик, сержант Семин Вячеслав Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
27.07.1942 Сбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по прикрытию танкистов западнее Калача. Горящий самолет упал в районе Остров – Володинский. Летчик выпрыгнул на парашюте штурман полка, капитан Запрягаев Иван Иванович Самолет разбит.
Летчик жив
24.08.1942 Подбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по сопровождению Ил-2 в район Ерзовка. Совершил вынужденную посадку в районе колхоза им. Ворошилова командир звена, лейтенант Каминский Иван Михайлович Самолет поврежден.
Летчик ранен
03.09.1942 При выполнении боевого задания по сопровождению Пе-2 из-за выработки горючего совершил вынужденную посадку на фюзеляж в районе Уч. Хоз. летчик, сержант Воронов Виктор Николаевич Самолет* поврежден – погнут винт, повреждены водо- и маслорадиаторы. Oтправлен на ремонт в 278-й САМ.
Летчик жив
16.09.1942 14 самолетов Як-1 взлетели с аэродрома «Ленинск» для перелета на аэродром «Быково». При взлете на первом развороте были атакованы двумя Ме-109 со стороны солнца. В результате первой внезапной атаки были подбиты 2 самолета Як-1 Не установлены Судьба самолетов и летчиков неизвестна
26.10.1942 При выполнении боевого задания по сопровождению Ил-2 в район Песчанка при уходе от цели был атакован 4-мя Ме-109 в лоб и 2-мя Ме-109 – с хвоста. Самолет с переворотом ушел вниз и больше его не видели. В часть не вернулся, предположительно сбит летчик, лейтенант Максименко Владимир Григорьевич Судьба самолета** и летчика неизвестна
27.10.1942 При выполнении боевого задания по сопровождению Ил-2 в район Купоросное на обратном маршруте в районе г. Сталинград сбит огнем зенитной артиллерии противника. Самолет вместе с летчиком упал в Волгу и утонул летчик, сержант Журавлев Алексей Федорович Самолет разбит.
Летчик погиб
02.11.1942 После воздушного боя подбит огнем зенитной артиллерии противника. Совершил посадку на своем аэродроме летчик, сержант Левшенко Семен Поликарпович Самолет поврежден.
Летчик ранен
24.11.1942 При посадке у самолета не выпустилась левая стойка шасси. На втором круге из-за отсутствия горючего самолет упал без скорости с высоты 3-5 метров летчик, старший сержант Беликов Константин Васильевич Самолет поврежден - отправлен в ремонт в 278-й САМ.
Летчик жив
20.12.1942 На обратном маршруте сбит истребителем противника. Горящий самолет с летчиком упали северо-западнее н.п. Василевка летчик, сержант Сизов Борис Иванович Самолет сгорел.
Летчик погиб
30.01.1943 Сбит в воздушном бою старший пилот, младший лейтенант Филиппов Сергей Иванович Самолет сгорел.
Летчик погиб
10.02.1943 При выполнении боевого задания, не доходя до Батайск, стал отставать – у самолета в воздухе произошел обрыв шатуна, который пробил картер блока цилиндров двигателя. Совершил вынужденную посадку старший сержант Гудков В.В. Самолет*** поврежден.
Летчик жив
27.03.1943 Сбит в воздушном бою с 4-мя Ме-109. Летчик выпрыгнул на парашюте заместитель командира авиаэскадрильи, лейтенант Новгородцев Василий Артемович Самолет сгорел.
Летчик ранен
05.1943 После выполнения боевого задания самолет разрушился в воздухе. Летчик выпрыгнул на парашюте командир звена, лейтенант Иорданишвили Георгий Георгиевич Самолет разбит.
Летчик жив
06.05.1943 Сбит в воздушном бою в районе Сталино.
Шли бои за освобождение Донбасса. Над западной окраиной Шахтёрска на большой высоте пролетали три самолета. Вдруг наперерез им вынырнули два «мессера», затем ещё два. Завязался воздушный бой. Бомбардировщик продолжал полет, за ним последовал сопровождающий истребитель, а оставшийся «Як» принял на себя удар врага. Лобовая атака – и факелом летит к земле один из немецких самолётов. Вновь атака и… горящий «Як» камнем полетел вниз. От него отделилась маленькая точка, но стропы раскрывшегося парашюта тоже охватило пламя…
За происходящим в небе внимательно наблюдали на земле два друга: Василий Рубан и Николай Сапрыкин. И когда парашютист приземлился, они мгновенно оказались рядом. Летчик был мёртв… Из кармана гимнастёрки парни достали документы и узнали фамилию погибшего – Баранов Николай Иванович. Вскоре на машине подъехали немцы, отобрали документы, сняли два ордена Красного Знамени и приказали мальчикам убираться. Как только машина скрылась за поворотом, парни вернулись. Вырыли могилу и похоронили лётчика. На холмике поставили лопасть винта из обломков самолёта
командир полка, гвардии подполковник Баранов Николай Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
21.05.1943 Катастрофа.
«Командир эскадрильи Герой Советского Союза гв. капитан Соломатин А.Ф. 21.05.1943 при стрельбе по щитам на высоте 200 метров с углом 15–20° сделал левую бочку с опусканием носа, и в положении вверх колёсами на высоте 50 метров ударился о землю в центре аэродрома Поповка».
Майор Крайнов писал: «21.5.43 гвардии капитан Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин, получив задание от командира полка гвардии полковника Голышева произвести тренировочный полет с выполнением стрельб по наземным целям и после чего в паре с пилотом ст. Сержантом Сошниковым в зоне произвести воздушный бой. По окончании воздушного боя гвардии капитан Соломатин со снижением начал производить фигуру бочку одна за другой, в результате чего потерял высоту и, не справившись с управлением машины, врезался в землю на аэродроме Павловка, самолет разбит. Гвардии капитан Соломатин погиб»
командир авиаэскадрильи, гвардии капитан Соломатин Алексей Фролович Самолет разбит.
Летчик погиб
18.07.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, гвардии старший сержант Кисляков Андрей Львович Самолет разбит.
Летчик погиб
18.07.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, гвардии младший лейтенант Моргунов Иван Ильич Самолет разбит.
Летчик погиб
18.07.1943 Не вернулся с боевого задания зам. командира авиаэскадрильи, гвардии лейтенант Фролов Василий Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
19.07.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, гвардии младший лейтенант Алёхин Сергей Михайлович >Самолет разбит.
Летчик погиб
19.07.1943 Сбита в воздушном бою. Совершила вынужденную посадку.
Вблизи г. Антрацит группа Ил-2, направлявшихся на штурмовку немецких позиций, и сопровождающие её Як-1 были атакованы немецкими истребителями. Буданова была замыкающей в группе прикрытия и внезапно увидела совсем рядом тройку Ме-109. Предупредить своих товарищей об опасности было уже поздно, и лётчица приняла неравный бой одна... Ей удалось посадить подбитый самолёт в поле. При посадке, одно колесо шасси попало в воронку и самолет перевернулся. Подбежавшие местные жители, наблюдавшие за боем, вытащили лётчицу из самолёта. Буданова умерла от полученных ран, не приходя в сознание
летчик, гвардии старший лейтенант Буданова Екатерина Васильевна Самолет разбит.
Летчица погибла
21.07.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, гвардии младший лейтенант Абрамов Дмитрий Фёдорович Самолет разбит.
Летчик погиб
21.07.1943 Подбит в воздушном бою в районе хутора Кринички. Горящий самолет летчик направил на позиции вражеской батареи.
Из книги Виноградовой Л. «Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной»:
21 июля был плохой день: из вылета по сопровождению Илов не вернулись командир полка Голышев, Лиля Литвяк и ее ведомый Дима Свистуненко. Майор Крайнов писал в донесении, что командир полка ушел на задание пьяный: его пытались остановить начальник штаба Смирнов и полковой особист лейтенант Перушев. Голышев «послал Перушева матом». Для интеллигентного, строгого Голышева такое поведение не было типичным, однако возможно, что сказался сильнейший стресс последних недель, опасные задания по сопровождению штурмовиков, постоянные потери. Голышев, вероятно находясь в пьяном азарте, считал, что он в прекрасной форме, поэтому особиста, которого, как и большинство людей в его полку, сильно недолюбливал, слушать не стал.
Они сопровождали шесть Илов в район деревни Криничка, близко от реки Крынка, где советские войска все еще обороняли маленький плацдарм, безуспешно пытаясь контратаковать. Над целью штурмовиков атаковала большая группа «мессершмиттов».
Жительница села Артемовка Закутняя Анна Лаврентьевна рассказала школьной экспедиции, что она видела, как немцы в районе Красной Горы сбили самолет. Он загорелся в воздухе и упал прямо на немецкую батарею. Летчик не выпрыгнул, скорее всего, был ранен. Его выбросило из кабины взрывом, и он был еще жив, когда прибежали немцы. Летчика тут же расстреляли.
Лицо погибшего летчика Анна Лаврентьевна запомнила так хорошо, что через много лет сразу узнала его на групповой фотографии. Только глянув на показанное школьниками фото, она закричала: «Ой, деточки, вот же он!» Председатель сельсовета выделил телегу, и старуха показала экспедиции высокий обрыв, под которым в глубокой воронке и вокруг нее валялось множество обломков самолета. Там же потом нашли и останки командира 73-го истребительного полка Ивана Васильевича Голышева.
командир полка, гвардии подполковник Голышев Иван Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
21.07.1943 Не вернулся с боевого задания.
Из книги Виноградовой Л. «Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной»:
21 июля был плохой день: из вылета по сопровождению Илов не вернулись командир полка Голышев, Лиля Литвяк и ее ведомый Дима Свистуненко...
Они сопровождали шесть Илов в район деревни Криничка, близко от реки Крынка, где советские войска все еще обороняли маленький плацдарм, безуспешно пытаясь контратаковать. Над целью штурмовиков атаковала большая группа «мессершмиттов».
Судьба очень хорошего парня Димы Свистуненко, пришедшего в полк после полка ночных бомбардировщиков, в составе которого он воевал под Сталинградом, стала известна лишь в сентябре. После прорыва Миус-фронта в примерный район падения его самолета, указанный Литвяк, выехал полковой особист гвардии старший лейтенант Перушев. Помогли местные жители, к которым он обратился: около хутора Михайловский Перушев нашел самолет, на котором летал Свистуненко, — Як–1 с хвостовым номером 28. Около самолета Перушев нашел, если верить донесению Крайнова, труп с отдельно лежащей головой, опознать который было невозможно. «Единственные приметы — это на нем была суконная рубашка, которая сохранилась в целости, и брюки. Документов обнаружить не удалось, так как карманы в рубашке и брюках были вывернуты».
Жители хутора рассказали Перушеву, что произошло. Самолет Свистуненко подбил немецкий танк (видимо, пулеметной очередью). Летчик развернул самолет на 90 градусов и взял курс на восток, но мотор начал давать перебои, и летчик «стал производить посадку прямо на склоне горки по канавам». Удачно посадив самолет на фюзеляж, летчик вылез из кабины. Мы не знаем, видел ли Свистуненко, что к нему едут немецкие мотоциклисты, вылез ли он для того, чтобы вести с ними бой, или не видел немцев и надеялся скрыться. Как бы то ни было, увидев двух подъехавших к нему мотоциклистов, он поднял руки, как будто хотел сдаться, и, как только немцы начали слезать с мотоциклов, выхватил пистолет и застрелил обоих. С другой стороны к нему уже бежали немецкие автоматчики. Перед тем как выстрелить последним патроном в себя, Дима попрощался со своей любимой машиной. «Летчик обвернулся, сняв с себя шапку, помахал лежащему самолету, произвел выстрел и упал, — писал Крайнов. — Подошедшие к нему автоматчики постояли возле него и ушли». Местные летчика не похоронили, потому что тогда же, в ночь с 21 на 22 июля, хутор оказался на линии фронта и их эвакуировали в тыл.
летчик, гвардии младший лейтенант Свистуненко Дмитрий Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
11.08.1943 6 Як-1 при патрулировании в районе Куйбышево были атакованы группой из 18-20 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою самолет Сошникова был подожжен. Летчик выпрыгнул на парашюте старший летчик, гвардии младший лейтенант Сошников Иван Иванович Самолет сгорел.
Летчик ранен
14.08.1943 Подбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по сопровождению штурмовиков в район Миус гвардии младший лейтенант Кузнецов Анатолий Иванович Самолет поврежден.
Летчик ранен
20.08.1943 Сбит истребителями противника при выполнении боевого задания по прикрытию наших войск.
Горит самолет, жарким пламенем пылает одежда на летчике, из множества осколочных ран льется кровь. Но сознание работает: пока живой, пока самолет не взорвался, надо принимать решение. Машина еще управляема: элероны, руль поворота, руль высоты были послушны. Стариков развернул самолет влево, положил на «спину». Отстегнул привязные ремни - и покинул самолет.
Летчик дернул за кольцо – выброса не последовало: в раненой и обгоревшей руке не было силы. Взял кольцо двумя руками и дернул вверх и вправо – парашют раскрылся. Летчик оглядел себя. Пока возился с парашютом, слетели с ног сапоги, сквозь носки каплями стекала кровь. Брюки, рукава гимнастерки обгорели и висели клочьями. Шлемофон от огня и осколков, чувствуется, подвергся деформации так же, как и кожаные перчатки. Невыносимо болело лицо, но глаза видели все. Увидели они и то, что два «Мессершмитта» ходят вокруг, выбирая момент для атаки на падающего летчика. Сбить самолет для них было важно, но еще важнее было уничтожить летчика.
Что он мог сделать для защиты своей жизни? Увеличить скорость падения не хватило сил. Скрестив на груди руки, стал ожидать конца...
Товарищи не бросили попавшего в беду друга. Немцы уже навострились на атаку, но в этот момент появился Як и вступил с ними в бой. Отбив фашистов, прикрывал Старикова до момента приземления, делая маневры таким образом, чтобы потоком воздуха парашют сносило на восток – на левый берег Миуса, где стояли наши наземные войска. Парашют уже преодолел 2000 метров, до земли оставалось примерно 1000 метров. Летчик убедился, что попадет к своим. И... потерял сознание.
Очнулся уже в полевом госпитале
Стариков Иван Васильевич Самолет сгорел.
Летчик ранен
10.11.1943 Подбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по прикрытию группы штурмовиков старший лейтенант Катушкин Николай Павлович Судьба самолета и летчика неизвестна

* Предположительно это может быть Як-1 с з/н 4586.
** Предположительно это может быть Як-1 с з/н 3192.
*** Предположительно это может быть Як-1 с з/н 2290.