Як-1. Заводской номер не установлен.

Эксплуатант – 73 ГИАП.

Бортовой номер – «23».

01.08.1941 года младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна совершила 3 боевых вылета. В 4-м вылете группа из 9-ти "Яков" вступила в бой с 30-ю бомбардировщиками Ju-88 и 12-ю истребителями Ме-109. Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели домой.
Внезапно из белой пелены выскочил "Мессер" и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему 3-й пары с бортовым номером "23". Лидин "Як" как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою – Александр Евдокимов.
Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. Ещё летом 1946 года командир 73-го Гвардейского ИАП Иван Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены...

В 1968 году газета "Комсомольская Правда" предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы.
В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч.
Летом 1979 года их поиски увенчались успехом! Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Девушку опознали по двум белым косичкам.

Вернуться на страницу 296 ИАП / 73 ИАП