Як-14 - 1-й опытный экземпляр

Построен в 12.1947 года на заводе № 464 в городе Долгопрудный под Москвой.

19.02.1948 года летчики Песков Б.Г. и Ильин В.Г. на буксире за Ил-12, который пилотировал Клименко И.И., выполнили первый полет на новом планере, получившем обозначение Як-14.

Заводские испытания планера (ведущие инженеры Адлер Е.А. и Селяков Л.Л.) завершились в 04.03.1948 года. В качестве самолета-буксировщика использовался Ил-12.

В заключение по результатам испытаний отмечалось, что Як-14 полностью соответствует своему назначению, устойчив в полете на буксире и в свободном полете, обзор из кабины пилотов отличный.
Испытатели Песков Б.Г. и Ильин В.Г. технику пилотирования планера оценивали как очень простую и считали, что Як-14 может быть освоен летчиком средней квалификации.
Одновременно отмечалось, что при повышении скорости до 260 км/час нагрузки на рулях возрастают, кроме этого, пилоты заметили появление тряски.
Были и еще некоторые недоработки, которые устранили уже на втором опытном экземпляре.

С 4 апреля по 14 мая 1949 года Як-14 прошел государственные испытания в НИИ ВВС (ведущий инженер – Савченко).
Летчики-испытатели Пьецух А.И., Холопцев В., Стефановский П.М., Калилец, Голофастов В.Е. и Нюхтиков М.А. отмечали хорошую управляемость планера относительно всех осей.

Но из-за большого количества дефектов и несоответствия полученных характеристик заданным, по результатам государственных испытаний планер в предъявленном виде было рекомендовано не принимать на вооружение.
В заключении военные потребовали:
- довести максимальную скорость планера до величины, обеспечивающей буксировку его за самолетом Ту-2;
- уменьшить трение в системе управления рулями;
- снизить нагрузку на органы управления в буксировочном и планирующем полете;
- установить триммеры на элеронах и руле направления;
- повысить эффективность элеронов;
- обеспечить запас хода руля высоты не менее 10 градусов от его максимального отклонения при посадке с предельной эксплуатационной центровке;
- предусмотреть установку на планер лыж для посадки на неподготовленные площадки ограниченных размеров; - обеспечить удобное положение летчиков в кабине;
- вместо радиостанции РСИ-6 установить переговорное устройство для телефонной связи летчика планера с экипажем самолета-буксировщика;
- установить генератор ГС-1000.
Планер с устраненными дефектами требовалось предьявить в НИИ ВВС на контрольные испытания.

Дальнейшая судьба планера неизвестна.

Фотогалерея

1948 год

Возврат на страницу Як-14