Легкий многоцелевой самолет Як-118 - проект

В 2008 году ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с ОАО «Смоленский авиационный завод» путем глубокой модернизации известного учебно-тренировочного самолета Як-18Т разработали проект легкого многоцелевого самолета Як-118. Планер самолета цельнометаллический с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете трехопорным шасси. В отличии от самолета Як-18Т, обшивка крыла, оперения, элеронов и закрылков металлическая.
Компоновка самолета предусматривала комфортабельное размещение летчика и пяти пассажиров. Широкие передние двери и дополнительная дверь по левому борту позволяет осуществлять независимую посадку и высадку пассажиров, а также производить сброс грузов и парашютистов. За вторым рядом пассажирских кресел (диваном) был предусмотрен отсек для размещения парашютной системы спасения самолета в целом с экипажем и пассажирами, а также место для размещения багажа пассажиров. Имеющийся люк в средней части фюзеляжа позволял беспрепятственно обслуживать оборудование, размещенное в средней и хвостовой частях фюзеляжа.
Широкий фонарь кабины с двойной кривизной остекления обеспечивал летчику хороший обзор в полете, на взлете и посадке.
На Як-118 было признано целесообразным установить дизельный двигатель «Centurion 4.0» мощностью 350 л. с. с трехлопастным винтом типа МТV диаметром 2,3 метра. Цельносъемная верхняя часть капота двигателя позволяла комфортно эксплуатировать двигатель при наземных работах.
На самолете предполагалось устанавливать комплекс радиосвязного и пилотажно-навигационного оборудования, позволяющего выполнять полеты по правилам визуального полета и полеты по приборам с обеспечением захода на посадку по I категории ИКАО.

Компоновка и предполагаемая раскраска самолета (рисунки А. Атанасова)

В проекте Як-118 была предусмотрена быстродействующая парашютная система спасения (БПС) пассажиров и самолета, состоящая из:
– парашютной системы;
– контейнера для размещения в нем парашютной системы;
– обтекателя, предназначенного для закрепления системы на самолете, защиты контейнера с парашютной системой от механических и климатических воздействий, обеспечения заданного направления выброса контейнера;
– метательного механизма для выброса контейнера и вытягивания парашютной системы;
– газогенерирующего устройства, предназначенного для создания давления выброса в метательном механизме;
– привода метательного механизма, предназначенного для приведения в действие газогенерирующего устройства по команде пилота.
По согласованию с Заказчиком система могла быть дополнена тросовой или кевларовой подвесной системой ЛА и комплектом узла отцепки подвесной системы от соединительного звена парашютной системы.

Схема работы БПС состояла из 5-ти этапов:
1 этап – вытягивание пилотом ручки привода метательного механизма; срабатывание газогенерирующего устройства;
2 этап – выбрасывание контейнера с парашютной системой в поток воздуха, полет контейнера и разворачивание соединительного звена;
3 этап – отделение крышки контейнера, выход в поток тормозного каскада;
4 этап – дальнейший полет контейнера с вытягиванием основного парашюта, полное вытягивание основного парашюта из контейнера. В конечной фазе, разрифление и полное наполнение основного парашюта;
5 этап – спуск и приземление экипажа и самолета под парашютной системой, отцепка парашютной системы от самолета.

Як-118 мог использоваться для:
- первоначальной подготовки пилотов гражданской авиации, а также отработки техники пилотирования в сложных условиях и навыков эксплуатации современных систем и оборудования;
- обучения и тренировки летчиков днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, а также для обучения высшему пилотажу (при наличии на борту двух пилотов возможно акробатическое применение в пределах перегрузок +6 -3, включая выполнение перевернутого полета и штопора);
- перевозки пяти пассажиров со скоростью до 260 км/ч;
- перевозки одного носилочного больного в сопровождении медработника в санитарном варианте;
- обеспечения связи, доставки почты и мелких грузов;
- патрулирования лесных массивов, нефте и газопроводов, линий электропередач, шоссейных дорог, государственной границы;
- экологического мониторинга;
- использования в качестве аэротакси;
- туристических и рекламных полетов.

Предполагалось, что потребность в самолетах типа Як-118 на период до 2015 года составит порядка 500 штук.

Проект остался нереализованным.

Вернуться на страницу поршневых самолетов