Як-10 - проект

В середине августа 1944 года в ОКБ А.С. Яковлева был подготовлен проект легкого пассажирского самолета, получившего обозначение Як-10.
Автором проекта был Шехтер Леон Михайлович – зам. главного конструктора ОКБ.

Самолет представлял собой двухмоторный свободнонесущий низкоплан с двухкилевым оперением. В нем угадывалась цепочка двухмоторных самолетов ОКБ: Як-2 – Як-6 – Як-8.
От Як-2 новый проект сохранил двигатель М-103 и хвостовое оперение. Крыло и кабина были полностью переделаны: пассажирский салон должен был вмещать 8 человек при 3-х членах экипажа. В носовой части фюзеляжа должны была располагаться двухместная пилотская кабина, за которой размещалось помещение для бортпроводника. В средней части находился пассажирский салон для перевозки 8-ми пассажиров. Кресла расположены в два ряда вдоль боковых стенок фюзеляжа с проходом посередине. За салоном предусмотрены багажное и туалетное помещения. Для пассажиров был предусмотрен небольшой санузел с унитазом и умывальником. Входная дверь устанавливалась сзади по левому борту. Задняя часть фюзеляжа – пустая.
Двухлонжеронное крыло технологически делилось на прямоугольный центроплан и трапециевидные отъемные консоли с закруглёнными законцовками, стреловидные по передней кромке и с прямой задней кромкой. Угол поперечного V крыла составлял 5 градусов. Под крылом за задним лонжероном устанавливались посадочные щитки. Элероны с щелевой компенсацией, дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Хвостовое оперение двухкилевое. Рули высоты и поворота дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Самолет имел размах крыла – 9,8 метра, размах центроплана – 6,2 метра, размах горизонтального оперения – 5,25 метра и мидель фюзеляжа – 1,7 метра.
Два двенадцатицилиндровых V-образных двигателя жидкосного охлаждения М-107А на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле. Выхлопные патрубки двигателей выведены наружу в верхней части мотогондол. Втулки металлических трёхлопастных винтов изменяемого шага закрыты съемными коками. Водо- и маслорадиаторы расположены в носке крыла. Шесть баков для горючего расположены в крыле между лонжеронами. Два маслобака находятся в консолях крыла перед передним лонжероном.
Шасси трехколесной схемы с убирающимися в полете стойками и хвостовым колесом. Основные стойки шасси убираются по потоку в мотогондолы, хвостовая – в нишу в задней части фюзеляжа. В убранном положении ниши шасси закрываются щитками.

Компоновка самолета

Проектирование самолёта было закончено 16.08.1944 года.

Рисунки Марека Рысь

Проект не был реализован.

Позднее обозначение Як-10 было присвоено другому самолёту.

Вернуться на страницу поршневых самолетов