Народно-Освободительная Армия Югославии (НОАЮ)

В 09.1944 года между советским правительством и руководством Народно-Освободительной Армии Югославии было заключено соглашение об отправке на помощь партизанам советских истребительной и штурмовой авиадивизий и содействии в формировании нескольких югославских авиационных частей.
В результате этих договорённостей 14.10.1944 года на базе одной из советских лётных школ началось формирование 1-го югославского истребительного авиаполка, который завершил подготовку уже после окончания войны.

01.11.1944 года на Балканы прибыла авиагруппа генерал-майора Витрука А.Н. в составе 236-й ИАД (чуть более 100 Як-1, несколько Як-3 и около десятка Як-9 в 3-х полках) и 10-й Гвардейской штурмовой авиадивизии (три полка на Ил-2). На эти соединения, кроме выполнения собственно боевых задач, были возложены и инструкторские.
Требовалось сформировать две «дублирующие» югославские дивизии и постепенно ввести в строй их персонал, а затем передать им свои самолёты.

15-29.12.1944 года прошло формирование 111-го, 112-го и 113-го ИАП и управления 11-й ИАД НОАЮ, созданных на базе советских 117-го ГИАП, 168-го ГИАП и 267-го ИАП соответственно.

Переучивание лётчиков и технического персонала на советскую технику началось чуть раньше, 10.12.1944 года.
К 18.01.1945 года первая группа лётчиков-истребителей закончила обучение.

17.01.1945 года югославская дивизия формально приступила к выполнению боевых заданий, хотя фактически первый боевой вылет её лётчики совершили только 20.01.1945 года.

Статистики по 11-й югославской ИАД нет, но в сумме с советской 236-й ИАД получается 3464 боевых вылета за 4 месяца.
Воздушных побед, по причине отсутствия воздушного противника, зафиксировано не было.

Все «Яки», на которых воевали югославские лётчики, принадлежали строевым частям советских ВВС, а потому мало чем отличались от других советских истребителей конца войны. Они несли камуфляж и опознавательные знаки образца 1943 года и классические бортовые номера на фюзеляже.
Что отличало самолёты советской 236-й дивизии от других, так это принятые в ней элементы быстрой идентификации в виде тонкой белой наклонной полосы с красной окантовкой на вертикальном оперении, общей для всей дивизии, и горизонтального «флажка» в нижней части руля поворота. Этот элемент был белым с красной окантовкой в 267-м ИАП и красным с белой окантовкой в 117-м ГИАП. Теоретически, у 168-го ГИАП «флажок» должен был быть жёлтым или голубым, но этот полк ввели в состав дивизии лишь за две недели до её переброски на Балканы, и неизвестно, использовал ли он такие обозначения.
На части самолётов также были цветные коки: красные в 117-м ГИАП и белые в 267-м ИАП.
Отдельные машины всех трёх полков несли отметки о воздушных победах (звёздочки на борту кабины или рядом с фюзеляжной звездой) и разного рода «бортовую живопись».


Як-1Б производства завода № 292 с з/н: 48149, 50169, 16173, 47176, 28181.

Як-1Б с неизвестными з/н: