1 истребительный авиационный полк «Варшава» ВВС Польши

В 05.1943 года в Советском Союзе было начато формирование 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко. При личной встрече со Сталиным И.В. ее командир, Зигмунд Берлинг (бывший начальник штаба 5-й дивизии армии Андерса), высказал мысль о целесообразности создания истребительной авиационной эскадрильи, укомплектованной поляками.
Идея получила одобрение, и уже 07.07.1943 года по приказу командира 1-й польской дивизии имени Тадеуша Костюшко полковника З. Берлинга началось формирование 1-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ОИАЭ).
Личный состав был набран из солдат и офицеров советских ВВС, поляков по национальности. 17 военнослужащих из 1-й польской пехотной дивизии, прежде имевших отношение к авиации, были направлены в советские авиашколы. Командиром эскадрильи стал капитан Ч. Козловски, поляк, гражданин СССР.

Срок готовности эскадрильи определили жестким – уже 30.09.1943 года ее планировали отправить на фронт.
Одновременно на аэродроме «Григорьевское» (неподалеку от Рязани) началось формирование 1-го учебно-тренировочного отряда.
10.08.1943 года недоформированная еще эскадрилья была развернута в 1-й истребительный авиационный полк «Варшава» (по штату – 32 самолета Як-1).
Первым его командиром стал капитан Тадеуш Вихеркевич.

В начале 09.1943 года 1 ИАП «Варшава» получил первые 3 машины Як-1Б, переданные из других авиаполков.
Обучение началось с полетов на УТ-2 и Як-7В. Первые два летчика вылетели самостоятельно 30.09.1943 года.
27.02.1944 года первая эскадрилья полка, будучи уже полностью боеготовой (подготовка закончилась 20.02.1943 года), получила с завода 10 новых Як-1Б. 29.03.1943 года поступили очередные 19 Яков.
По состоянию на 01.04.1944 года полк располагал 45-ю Як-1, 7-ю Як-7В, 8-ю УТ-2, одним По-2 и одним И-16.
Полк стал полностью боеготовым. Официальный штат полка предусматривал 40 боевых истребителей и два курьерских самолета. Первая эскадрилья полка была, по-видимому, учебной частью, поэтому в составе полка были учебные самолеты.

В 05.1944 года полк «Варшава» был официально введен в состав 1-й КПВС.

28.05.1944 года и 03.06.1944 года в составе 43-х машин полк перелетел на фронт на аэродром Гостомель под Киевом. На этом аэродроме 1-й ИАП продолжил тренировки и 07.06.1943 года получил еще 15 Як-1Б.

Самолеты из полка несли обычные для советских ВВС опознавательные знаки и бортовые номера из одной или двух цифр (от 2 до 49). Единственным внешним отличием являлись польские бело- красные «шаховницы», нанесенные на бортах фюзеляжа впереди и чуть ниже козырьков фонарей.

21.07.1944 года полк выполнил первое задание: пара «яков» сопровождала Ли-2.

Чтобы помочь составу «Варшавы» освоиться в боевой обстановке, 22.07.1944 года к ним прибыли 10 советских летчиков из 233-го ИАП «Минск», которые вылетали на задания вместе с поляками.
К этому времени 1 ИАП «Варшава» состоял из трех эскадрилий по 12 самолетов, трех машин управления полка и двух запасных. Всего – 41 самолет Як-1.

В боевых действиях польские авиаполки впервые приняли участие 23.08.1944 года. В этот день совершила боевой вылет четверка «Яков» из 1 ИАП, которая совместно с парой советских «Яков» из 233 ИАП прикрывала штурмовики 611 ШАП. На первое боевое задание группу истребителей «Варшавы» повел сам командир полка подполковник И. Талдыкин, ведущим второй пары он назначил начальника воздушно-стрелковой службы полка капитана О. Матвеева. Ведомыми летели «настоящие» поляки – поручик Витольд Габис и хорунжий Эдвард Хромы. Советские летчики из 233 ИАП Жигаев и Бейзак выступали в роли инструкторов, «вывозящих» новичков в район боевых действий. Специально для этого 233 ИАП выделил 10 опытных пилотов.

В процессе боевых действий польские летчики выполняли задания по прикрытию штурмовиков, атаке наземных целей, ведению воздушной разведки. В связи с малой активностью немецкой авиации полку «Варшава» практически не приходилось вести воздушных боев. Единственным сбитым Як-1 немецким самолетом был Fw-189 (отличился капитан М. Конечный).

Всего на Як-1 до 22.01.1945 года (когда полк начал переучиваться на Як-9) было выполнено 620 боевых вылетов, в том числе на прикрытие штурмовиков – 275, на разведку – 125, на прикрытие войск и переправ – 139, на фоторазведку (для этого на некоторых самолетах установили АФА-1М) – 54, на другие задания – 27 вылетов.
Свои потери составили 6 машин, из которых одна сгорела в учебном полете при пожаре в воздухе, две были сбиты зенитной артиллерией, а остальные подбиты зенитной артиллерией и разбиты при вынужденных посадках.

Последний боевой вылет на Як-1Б был совершен 03.05.1945 года.
К этому времени в полку оставалось 23 самолета такого типа.
После войны они постепенно списывались по износу или сдавались в ремонтные части.
Во второй половине 1946 года часть из них возвратилась из ремонта, но вскоре их заменили на новые Як-9М и Як-9Т.


Як-1Б производства завода № 292 с з/н: 11150, 40155, 13163, 38161, 40165, 40170, 04173, 22173, 04174, 15175, 22176, 43179, 12181, 48184, 01189, 42189, 45189.

Як-1Б с неизвестными з/н: