Як-1. Заводской номер не установлен.

Эксплуатант – 812 ИАП.

Бортовой номер – «27».

10.05.1943 года летчик 2-я авиаэскадрильи, лейтенант Федоров Иван Васильевич подбит в воздушном бою. На горящем самолете таранил Ме-109. Во время тарана летчика выбросило из кабины истребителя. Приземлился на парашюте.
Самолет разбит. Летчик ранен.

Воспоминания Федорова Ивана Васильевича о воздушном бое 10.05.1943 года:
"На Кубани в то время шло упорное сражение как на земле, так и в воздухе. Я после ранения выздоравливал при части, почти неотлучно находился у репродуктора - слушал своих товарищей, ведущих воздушные поединки с врагом, в том числе и с отборными асами из эскадры "Удет". Зная, что пилотов не хватает, я не раз просился у командира полка в бой. Он не разрешал - на глазу после ранения у меня ещё лежала повязка. Но вот 10 мая около 17 часов сообщили, что станицу Абинскую штурмуют вражеские истребители. Полк получил задачу: разблокировать аэродром и связать боем противника. В этот момент на месте оказалось всего 5 лётчиков. Чтобы поднять 3 пары машин, требовался ещё один человек. Тут командир критически присмотрелся ко мне.
- Сможешь? - спросил напрямик.
- О чём может быть разговор...
Группу повёл мой лучший друг Юра Чураков. На подходе к станице Абинской я заметил 8 немецких истребителей. Противник был так близко, что мне пришлось одновременно сообщать о нём по радио друзьям и тут же производить отворот на вражеские машины. Как выяснилось после, моя информация по радио группа не услышала, а потому ушла дальше. Я остался один против 8 истребителей врага. Завязалась неравная схватка.
Невзирая на преимущества, противник оказался, однако, в более затруднительном положении, чем я. Мне куда не повернись - везде противник, бей наверняка. А немцы опасались вести огонь - могли поразить друг друга. В первые же секунды боя от моего огня рухнул на землю первый "Мессер".
Мне сравнительно долго удавалось уходить от прицельного огня. Тогда немцы применили другую тактику - стали изматывать мои силы и вскоре добились цели - подожгли мой самолёт. В этот момент я увидел атакующего в лоб противника. Немец явно торжествовал. Тогда я решил идти на таран. В последний момент, струсив, противник попытался отвернуть, но не успел. Энергичным доворотом влево я ударил плоскостью по врагу... Раздался сильнейший треск, самолёт противника развалился. Я потерял сознание.
Очнувшись, понял, что нахожусь в свободном падении - при ударе был выброшен из самолёта. Немедленно открыл парашют. Оказалось, что я поспешил. Заметив белый купол, немцы начали меня обстреливать. Но неожиданно сами были атакованы парой советских истребителей. Я благополучно приземлился. В госпитале узнал, что моими спасителями оказались пролетавшие мимо Герои Советского Союза Спартак Маковский и Семён Лебедев".

Вернуться на страницу 812 ИАП