Як-1. Заводской номер не установлен.

Эксплуатант – 975 ИАП.

Бортовой номер – «100».

Пилот – зам. командира 2-й авиаэскадрильи Шадрин Геннадий Алексеевич.


Аэродром «Большой Должик». Южный фронт. Июль 1943 года

18.06.1943 года 975-й ИАП приступил к переучиванию на истребители Як-1. Самолёты полку вновь достались "бэушные" - это были истребители из состава 3-го ИАК полковника Е.Я. Савицкого, уцелевшие в сражениях над Кубанью.
Здесь проявил "военную хитрость" техник Геннадия Шадрина сержант Павел Ульянович Лещенко. Не дожидаясь, когда в полку начнется "делёжка", он потихоньку выбрал наименее "избитый" самолёт и на его борту оперативно нарисовал цифру "100" – так у Шадрина появился относительно новый Як-1 с "наследственным" номером.

В конце октября 1943 года полк перелетел на аэродром "Зелёный Гай", и начал совершать боевые вылеты в район Никопольского плацдарма, сопровождая штурмовики 7-го ШАК. Но в связи с плохими погодными условиями вылетов было не так уж много.
Однажды, возвращаясь с задания, наши лётчики обнаружили в одной из балок неподалёку от линии фронта скопление танков. Необходимо было уточнить, чьи они, и на разведку отправили Шадрина с ведомым Николаем Аганичевым.
Вскоре в указанном районе пилоты обнаружили несколько десятков замаскированных танков. Но стояли они так, что их орудия были нацелены в направлении вражеских войск. У Шадрина возникли сомнения - "Может быть, это наши танки?". Он решил рискнуть и снизился до предельно малой высоты, чтобы рассмотреть, что изображено на бортах боевых машин. Пролетев на высоте нескольких метров, Геннадий увидел кресты. Поняв, что уловка не удалась, враг открыл ураганный огонь. Трассы летели со всех сторон, и избежать попаданий было невозможно. Несколько пуль попали в самолёт Шадрина, пробили трубопровод, ведущий к водорадиатору, и мотор "запарил". Шадрин понял, что двигатель скоро заклинит. Он стал набирать высоту, чтобы иметь запас для ухода на свою территорию. Расчёт оказался верен – вскоре мотор встал, пришлось идти на вынужденную. Посадка прошла успешно и уже на "своей земле". Тут же рядом сел и Аганичев, который решил не бросать своего ведущего. Шадрин быстро залез в его "Як". Самолёт взлетел и вскоре приземлился на своём аэродроме – необходимо было срочно доставить результаты разведки.
Судьба самолета неизвестна. Летчик жив.

Вернуться на страницу 68А ИАП / 975 ИАП / 1117 ГИАП