581 истребительный авиационный полк
03.02.1943 года преобразован в
55 Гвардейский Харьковский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиационный полк

Полк летал на Як-1 и Як-1Б с 10.1941 года по 07.1943 года.

Як-1 производства завода № 292 с з/н: 0745, 2147, 1148, 4948, 2149, 2650, 2151, 2651, 4651, 1952, 2852, 2952, 3552, 3952, 4052, 4252, 3254, 1255.

Як-1Б производства завода № 292 с з/н: 34104, 45107, 08108.

Як-1Б с неизвестными з/н:

Як-1 и Як-1Б с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
14.01.1942 Катастрофа зам. командира авиаэскадрильи, младший лейтенант Боярченко Иван Андреевич Самолет разбит.
Летчик погиб
03.09.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, лейтенант Завадин Николай Дмитриевич Самолет разбит.
Летчик погиб
03.09.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, младший лейтенант Смирнов Валерий Петрович Самолет разбит.
Летчик погиб
04.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Артемьев Иван Михайлович Самолет разбит.
Летчик погиб
04.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Вытоптов Тимофей Кондратьевич Самолет разбит.
Летчик погиб
04.09.1942 Не вернулся с боевого задания командир авиаэскадрильи, капитан Киселёв Дмитрий Александрович Самолет разбит.
Летчик погиб
04.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, старший сержант Федоринин Александр Ильич Самолет разбит.
Летчик погиб
05.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Галочкин Александр Алексеевич Самолет разбит.
Летчик погиб
08.09.1942 Не вернулся с боевого задания командир авиаэскадрильи, лейтенант Корабельников Александр Петрович Самолет разбит.
Летчик жив
08.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Старостин Алексей Константинович Самолет разбит.
Летчик погиб
09.09.1942 Не вернулся с боевого задания командир авиаэскадрильи, капитан Честнов Александр Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
10.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Левин Александр Тимофеевич Самолет разбит.
Летчик погиб
16.09.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, Сергеев Степан Парфенович Самолет разбит.
Летчик погиб
18.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, младший лейтенант Антипов Яков Гаврилович Самолет разбит.
Летчик погиб
19.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, старший сержант Булдыгин Иван Яковлевич Самолет разбит.
Летчик погиб
09.10.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, младший лейтенант Задворков Павел Дмитриевич Самолет разбит.
Летчик погиб
22.10.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Буданов Николай Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
25.10.1942 Не вернулся с боевого задания командир авиаэскадрильи, капитан Хлебников Михаил Гаврилович Самолет разбит.
Летчик погиб
28.11.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Колышкин Дмитрий Захарович Самолет разбит.
Летчик жив
28.11.1942 Не вернулся с боевого задания штурман полка, майор Пилкин Яков Панфилович Самолет разбит.
Летчик погиб
28.11.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, старший сержант Полянский Ростислав Фёдорович Самолет разбит.
Летчик жив
02.12.1942 Не вернулся с боевого задания командир звена, старший лейтенант Александров Михаил Арсентьевич Самолет разбит.
Летчик погиб
10.01.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Задачин Степан Прокофьевич Самолет разбит.
Летчик погиб
10.01.1943 Не вернулся с боевого задания зам. командира авиаэскадрильи, младший лейтенант Макаров Александр Тимофеевич Самолет разбит.
Летчик погиб
15.01.1943 Не вернулся с боевого задания командир звена, младший лейтенант Буюнов Николай Георгиевич Самолет разбит.*
Летчик погиб
15.01.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Микаэльян Григорий Арташесович Самолет разбит.*
Летчик погиб
02.06.1943 Сбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по отражению налета вражеских бомбардировщиков по Курскому железнодорожному узлу. Выпрыгнул с парашютом.

Младший брат Иван сохранил вырезку из газеты «Правда» за 19.06.1943 года, где была напечатана заметка капитана В. Шашкина «Богатырский подвиг», переданная в редакцию по телеграфу:
«ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 18 июня. (По телеграфу). Утром на командный пункт полка стали поступать сообщения о приближении к прифронтовому городу группы немецких бомбардировщиков. Герой Советского Союза майор Шишкин немедленно поднял в воздух дежурную эскадрилью. В её составе пошла и пара истребителей «Яковлев-1», ведомая гвардии лейтенантом Николаем Котловым.
Вражеские бомбардировщики шли двумя группами с разных направлений. Прямо с хода, со стороны солнца, самолеты «Яковлев-1» атаковали врага. На стороне немцев было численное превосходство, на нашей — внезапность и преимущество в высоте. Советские летчики отсекли основную группу немецких истребителей от «Юнкерсов» и связали их боем. Основные же силы наших истребителей направили свой удар по фашистским бомбардировщикам.
В разгар боя старший лейтенант Котлов заметил, что с другой стороны к городу пробивается еще одна группа бомбардировщиков. Выше их шли истребители «Фокке-вульф» и «Мессершмитты». Не раздумывая, Котлов вместе со своим ведомым младшим лейтенантом Грачевым бросился в гущу вражеских бомбардировщиков.
Внизу, под крылом его самолета, лежал город. Тысячи жителей, также как и бойцы наземных войск, с волнением наблюдали этот неравный бой. Словно огненным мечом, трассами снарядов и пуль рассекал Котлов строй «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Вот на землю упал первый бомбардировщик.
Десять немецких истребителей сверху, сзади и снизу набросились на Котлова. Ведомый, защищавший своего командира, был сбит. В эти секунды от руки Котлова на землю полетели горящими два «Мессершмитта». Отважный гвардеец, оставшись один, не прекращал атаки, упорно пробивался к бомбардировщикам. Увернувшись от огня четверки немецких истребителей, Котлов взмыл вверх и камнем бросился в гущу «Хейнкелей». Еще один вражеский самолет рухнул вниз.
На Котлова набросилось более десятка фашистов. Гвардеец оказался в кольце, но продолжал биться. Вражеский снаряд оторвал ему выше колена правую ногу. Напрягая все силы, Котлов прицелился и сбил еще одного истребителя.
Самолет Котлова горел. Последним усилием воли пилот выбросился с парашютом. Смертельно раненого героя подобрали на земле наши пехотинцы. Потеряв ногу, он истекал кровью: две пули прошли навылет через его грудь. Через несколько минут он умер на руках товарищей».
зам. командира авиаэскадрильи, гвардии старший лейтенант Котлов Николай Степанович Самолет разбит.
Летчик погиб
06.08.1943 Не вернулся с боевого задания зам. командира авиаэскадрильи, гвардии лейтенант Котляров Алексей Романович Самолет разбит.
Летчик погиб
09.07.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, гвардии младший лейтенант Вологин Семен Михайлович Самолет разбит.
Летчик погиб
10.07.1943 Группа истребителей во главе с командиром эскадрильи Борисовым пересекла линию фронта. В районе села Тагино встретили около 20 вражеских самолётов, направляющихся к позициям советских войск. Комэск принимает решение атаковать – и первой же пулемётной очередью поражает одного из «Юнкерсов». Бомбардировщик сильно задымил, но продолжал лететь. Бывали случаи, когда немцы прибегали к хитрости: чтобы их не преследовали, они выпускали дымовую завесу, имитируя, что подбиты. Борисов, видимо, хотел убедиться, действительно ли «юнкерс» горит, и подошёл поближе. Но тут случилось непредвиденное: вражеский самолёт, начинённый бомбами, со страшной силой взорвался в воздухе. Видимо, Леонид был тяжело ранен и потерял сознание. Единственное, что он успел сделать, - выключил двигатель, поэтому при падении самолет не взорвался и не загорелся. Он глубоко вошёл в мягкий грунт.

Из письма Зеленина Ивана Максимовича:
«10 июля 1943 г. вместе вылетели на перехват большой группы вражеских самолётов, шедших к позициям наших войск. 40 бомбардировщиков прикрывали 20 истребителей «Фокке-Вульф-190». Это были новейшие немецкие истребители. Они имели высокую скорость и хорошее вооружение: 2 пушки и 2 пулемёта. Мы атаковали 12-ю истребителями Як-1…
С задания вернулся только один наш самолёт. Трое лётчиков, Шкловкин, Полетный и Болдырев, были сбиты и выбросились на парашютах (двое из них попали в плен). Один лётчик, Крючков Н.И., произвёл таран и, дотянув до передовой, посадил самолёт на фюзеляж. Судьба остальных, в том числе и Л.И. Борисова, осталась неизвестной, так было записано в оперативном донесении. В этом бою Борисов сбил два бомбардировщика и один ФВ-190».

В начале 1980-х годов ширился всесоюзный поход комсомольцев и молодёжи по местам боевой славы. Жители села Тагино Глазуновского района Орловской области братья Николай и Михаил Богдашкины припомнили эпизод далёкого послевоенного детства, когда они наткнулись в поле на торчащий хвост самолёта. Пришлось поработать лопатами целый день, чтобы к вечеру добраться до кабины. Там обнаружили останки лётчика, ордена на истлевшей гимнастёрке, рядом лежал планшет. Ничего не тронув, ребята привели участкового милиционера. Тот забрал ордена с документами и велел закопать необычную могилу, а вскоре и сам погиб при исполнении служебных обязанностей.
Повзрослевшие на 30 с лишним лет следопыты обратились к учителю физики местной школы Куприянову И.В. Илья Васильевич организовал и возглавил специальный поисковый отряд под названием «Самолёт». Вновь нашли место падения, провели раскопки. Извлекли обломки машины, пушку и пулемёт с боеприпасами, личное оружие
штурман полка, гвардии капитан Борисов Леонид Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
10.07.1943 Сбит в воздушном бою. Выпрыгнул на парашюте летчик, гвардии младший лейтенант Болдырев Александр Никифорович Самолет разбит.
Летчик жив
10.07.1943 Сбит в воздушном бою летчик, гвардии младший лейтенант Бычков Григорий Александрович Самолет разбит.
Летчик погиб
10.07.1943 Не вернулся с боевого задания летчик, гвардии младший лейтенант Калиниченко Юрий Федорович Самолет разбит.
Летчик жив – попал в плен
10.07.1943 Сбит в воздушном бою. Выпрыгнул на парашюте командир звена, гвардии младший лейтенант Полянский Ростислав Федорович Самолет разбит.
Летчик жив
10.07.1943 Сбит в воздушном бою. Выпрыгнул на парашюте Шкловкин Самолет разбит.
Летчик жив