45 истребительный авиационный полк

Полк летал на Як-1 с 06.1941 года по 10.1942 года

Нумерация самолетов в эскадрильях:
1-я: 401-415;
2-я: 421-432;
3-я: 441-451;
4-я: 461-472.

Як-1 производства завода № 301 с з/н 0402.

Як-1 производства завода № 292 с з/н:
0301, 0401, 0501, 0202, 0502, 0103, 0203, 0303, 0403, 0503, 0603, 0703, 0803, 0903, 1003, 0304, 0604, 0305, 0505, 0605, 1005, 0106, 0306, 0406, 0706, 0806, 0107, 0207, 0407, 0208, 0408, 0508, 0608, 0708, 0808, 0908, 1008, 1108, 1208, 1308, 0109, 0310, 0610, 0810, 1010, 1110, 1310, 1510, 1810, 2010, 1211, 1611, 1911, 0512, 0812, 1012, 1612, 2012, 0413, 4655, 1356, 1456, 4260, 1361, 4861, 0962, 1263, 1964, 2366.

Як-1 с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
07.09.1941 Пропал без вести штурман звена, младший лейтенант Фролов Василий Александрович Судьба самолета и летчика неизвестны
06.02.1942 Не вернулся с боевого задания после штурмовки аэродрома противника «Громматакова» командир звена, младший лейтенант Шумский Юда Пейсахович Самолет разбит.
Летчик погиб
21.02.1942 Потерпел катастрофу при патрулировании над портом Камыш-Бурун командир звена, младший лейтенант Леонтьев Павел Федорович Самолет разбит.
Летчик погиб
25.02.1942 Сбит в воздушном бою старший летчик, младший лейтенант Кацапов Иван Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
19.03.1942 Сбит ЗА противника в районе Сарабус зам. командира авиаэскадрильи, лейтенант Зотов Александр Петрович Самолет разбит.
Летчик погиб
19.03.1942 Подбит в воздушном бою летчик, младший лейтенант Свинаренко Иван Лукич Судьба самолета неизвестна.
Летчик ранен
02.05.1942 Сбит в воздушном бою на аэродроме Керчи командир звена, лейтенант Башкиров Федор Кириллович Самолет разбит.
Летчик погиб
11.05.1942 Сбит в воздушном бою в районе Керчи зам. командира авиаэскадрильи, старший лейтенант Черный Василий Павлович Самолет разбит.
Летчик погиб
11.05.1942 Сбит в воздушном бою в районе Керчи летчик, младший лейтенант Долголеев Иван Степанович Самолет разбит.
Летчик погиб
11.05.1942 Не вернулся с боевого задания командир авиаэскадрильи, старший лейтенант Мосейчук Иван Иванович Судьба самолета и летчика неизвестны
17.05.1942 Не вернулся с боевого задания зам. командира авиаэскадрильи, старший лейтенант Акимов Михаил Иванович Судьба самолета и летчика неизвестны
19.05.1942 Сбит в воздушном бою командир авиаэскадрильи, старший лейтенант Чупахин Василий Яковлевич Самолет разбит.
Летчик погиб
13.06.1942 Сбит в воздушном бою под Севастополем летчик, старшина Чайка Николай Кузьмич Самолет разбит.
Летчик жив
17.06.1942 При посадке Як-1 старшина Чайка Н.К. на большой скорости врезался в капонир, где стоял «як» командира 3-й Особой авиагруппы ВВС ЧФ. Оба самолета сгорели командир 3 ОАГ, полковник Дзюба Георгий Георгиевич Самолет сгорел.
Летчик жив
17.06.1942 При посадке Як-1 старшина Чайка Н.К. на большой скорости врезался в капонир, где стоял «як» командира 3-й ОАГ. Оба самолета сгорели.
Третий «як», который садился следом, пытаясь избежать столкновения с аварийными машинами, зацепился крылом за капонир и был полностью разбит
Летчик не установлен Самолет разбит.
Летчик ранен
08.07.1942 Погиб при выполнении боевого задания лейтенант Демидов Михаил Петрович Самолет разбит.
Летчик погиб
25.07.1942 Сбит истребителями противника в воздушном бою в районе Кагальницкая. Летчик выпрыгнул на парашюте летчик, младший лейтенант Микитянский Гедалий Давыдович Самолет разбит.
Летчик жив
27.07.1942 Подбит в воздушном бою 4-х Як-1 с 6-ю Ме-109 в районе Соленый, Веселый. У самолета Петрова была пробита воздушная система, вследствие чего, при выпуске шасси, последние не закрывались на замки. Во время посадки шасси сложились старший лейтенант Петров Александр Андреевич У самолета повреждены масляный и воздушный радиаторы, погнут винт.
Летчик жив
31.07.1942 Не вернулся с боевого задания по разведке в районе Украинский – Поповка летчик, сержант Карпов Михаил Иванович Судьба самолета и летчика неизвестны
14.08.1942 Не вернулся с боевого задания по прикрытию штурмовиков в районе Пятигорска (Крым - Константиновская). Раненый в ноги летчик выпрыгнул на парашюте летчик, сержант Зюзин Николай Георгиевич Самолет разбит.
Летчик ранен – оказался на территории противника
14.08.1942 Не вернулся с боевого задания по прикрытию штурмовиков в районе Пятигорска (Крым - Константиновская). Раненый в ноги летчик выпрыгнул на парашюте командир звена, старший лейтенант Свинаренко Иван Лукич Самолет разбит.
Летчик ранен – оказался на территории противника
17.08.1942 Не вернулся с боевого задания при штурмовке в районе Минский Баксаненок летчик, сержант Майков Виктор Александрович Судьба самолета и летчика неизвестны
23.08.1942 Сбит самолетом противника при сопровождении штурмовиков в районе Молгобек командир звена, старший сержант Вазиян Василий Деменьянович Самолет разбит.
Летчик погиб
29.08.1942 Сбит в воздушном бою Ме-109 в районе Молгобек зам. командира авиаэскадрильи, старший лейтенант Филатов Александр Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
26.05.1943 Сбит в воздушном бою. Выпрыгнул на парашюте летчик, сержант Барабанов Михаил Степанович Самолет разбит.
Летчик ранен
Эскадрилье старшего лейтенанта Сувирова В.И. была поставлена задача прикрыть с воздуха наземные войска. Наземная радиостанция наведения передала: «С запада движется до 40 бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Действуйте!»
Приняв боевой порядок, наши ястребки пошли навстречу врагу. Набрав высоту 5000 метров, стали выбирать удобный момент для нападения. В это время группа Сосегова с ходу атаковала ведущую группу Ju-87, но при выходе из атаки на них набросились 20 Ме-109. Виктор Сувиров своевременно разгадал маневр врага и бросился на выручку. Четвёрка «Яков» свалилась с высоты. Сувиров с первой атаки сбил «Юнкерса». Отражая атаку на самолёт Сувирова, его ведомый Михаил Барабанов сбил Ме-109. Сосегов, увидев поддержку группы прикрытия, ринулся со своей четвёркой на бомбардировщиков. В результате 3 «Юнкерса» врезались в землю.
Противник наращивал силы. Подходили новые группы бомбардировщиков и истребителей.
Сувиров и Барабанов увлеклись боем и не заметили, как сзади пристроились 4 Ме-109 и открыли огонь. Виктор вовремя отвернул самолёт, а предупредить об опасности Барабанова не сумел – на самолёте Барабанова загорелся умформер и отказало радио. В это время 2 «Мессера» зашли в хвост самолёту Михаила. Сувиров пытался отсечь атаку противника, но было поздно. Самолёт Барабанова загорелся, стал неуправляем и начал падать. Михаил перевернул самолёт вверх «брюхом», отдал ручку управления от себя и вывалился из кабины.
Дул восточный ветер. Чтоб не приземлиться на территории, занятой противником, Михаил пошёл на скольжение – намотал стропы парашюта на руку и ускорил падение. Барабанов приземлился на нейтральной полосе напротив позиций, занятых румынами. Выбрал воронку, опустился на дно и сел.
Вскоре подошли 3 наших танка. Один прикрыл боком с запада, 2 открыли стрельбу по вражеским окопам. Из люка выскочили танкисты. Лётчика перенесли в танк. Барабанов потерял сознание. Очнулся в землянке командира стрелкового батальона, весь в бинтах. К счастью, кости не были задеты. Ранены левая рука и левая нога, обгорели лицо и руки.
Ночью Барабанова увезли в госпиталь в город Краснодар.