4 истребительный авиационный Краснознамённый полк

Полк летал на Як-1 (Як-1Б) с 08.1942 года по 05.1943 года

Як-1 производства завода № 292 с з/н 3197.

Як-1Б производства завода № 292 с з/н:
2899, 19115, 21115, 46119, 48119, 47121, 43122, 19123, 35124, 11125, 48125, 04126, 06126, 17126, 25126, 27126, 38126, 40126, 42126, 44126, 03127, 20127, 22127.

Як-1 и Як-1Б с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
27.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Онищук Леонид Терентьевич Судьба самолета и летчика неизвестны
27.09.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Чубуков Павел Павлович Судьба самолета и летчика неизвестны
02.10.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Шмалий Семен Дмитриевич Самолет разбит.
Летчик жив
05.10.1942 Произвел вынужденную посадку на аэродром «Владимировка» летчик, сержант Пашук Борис Александрович Самолет поврежден.
Летчик жив
08.10.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Шмалий Семен Дмитриевич Самолет разбит.
Летчик жив

Из газеты «Красная звезда» от 09.05.1943 года:
«Некоторое время тому назад в Н-скую авиачасть, действующую на Кубани, прибыла партия самолётов, построенных на средства саратовских колхозников... Истребители были вручены лучшим лётчикам части. Вскоре состоялся первый боевой вылет этих машин... Всего в этот день лётчики - истребители Н-ской части сбили 5 самолётов противника. Вечером командир части написал саратовским колхозникам письмо о первом боевом дне».

На «именном» самолёте с надписью «Защитникам Сталинградского фронта от колхозников Лысогорского района Сар. Области» летал капитан Молчанов Николай Павлович.

Майор Рязанов Алексей Константинович в небе Кубани весной 1943 года сражался на «именном» самолёте, фюзеляж которого украшала надпись «Саратовский кооператор».
И воспоминаний Рязанова А.К.:
- До мельчайших подробностей помню я митинг, на котором саратовские кооператоры передавали мне построенный на их средства самолёт. Отвечая на их напутствия, я поклялся тогда бить фашистских стервятников с ещё большей силой. И когда однажды я вступил в воздушный бой с 8 самолётами противником и одержал победу, - тогда я дрался не один: рядом со мной были те, кто подарил мне самолёт, я словно слышал их голоса: «Бей врага насмерть, уничтожай проклятых захватчиков!»
Интересно отметить, что свидетелями этого боя были делегаты саратовских кооператоров, приехавшие тогда в лётную часть.
На «именном» самолёте летчику удалось сбить 7 вражеских машин.
29.04.1943 года самолет был потерян – сбит в воздушном бою.

В 10.1942 года лейтенант Степаненко Иван Никифорович получил от колхозников Саратовской области именной Як-1Б с надписью "Саратовский кооператор".

В 10.1942 года старший сержант Шмалий Семен Дмитриевич в колхозе «Стаханович» Саратовской области получил от Ферапонта Головатого именной самолет Як-1 (первый Як-1Б Головатый подарил майору Еремину).

На «именном» самолёте с надписью "Саратовский кооператор" летал Шмелёв Илья Васильевич.

12.10.1942 Сбит в воздушном бою в районе Кирова летчик, сержант Пархоменко Тимофей Петрович Самолет разбит.
Летчик ранен в руку и голову
13.10.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Пеккер Яков Исаакович Самолет разбит.
Летчик жив
08.11.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, старший сержант Пашук Борис Александрович Судьба самолета и летчика неизвестны
27.04.1943 Сбит в воздушном бою зам. командира авиаэскадрильи, штурман авиаэскадрильи, старший лейтенант Кулаков Анатолий Ильич Самолет разбит.
Летчик погиб
27.04.1943 Не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе станицы Крымская старший лётчик, младший лейтенант Шмалий Семён Дмитриевич Судьба самолета и летчика неизвестны
27.04.1943 Сбит в воздушном бою.
летчик, младший лейтенант Нечаев Сергей Дмитриевич Самолет разбит.
Летчик погиб

Из книги Степаненко И.Н. Пламенное небо — К.: Политиздат Украины, 1983 г.:
27 апреля гитлеровцы выслали к нему большую группу бомбардировщиков под прикрытием «мессершмиттов». По приказу генерала Бормана с передового командного пункта наведения в небо незамедлительно поднялась группа «яков» и вступила в неравный бой. Возглавил группу командир эскадрильи майор И. В. Шмелев. В ее состав входили летчики В. Ф. Шишенков, А. И. Кулаков, С. Д. Нечаев, Н. П. Андреев, П. Ф. Молодцов.
Бой закипел у нас на глазах. С затаенным дыханием мы следили за сверкающими в небе трассами. У противника — количественный перевес, но мужество и мастерство наших пилотов как бы сравняли силы. Наши ястребки сражались с виртуозной скоростью, смело оборонялись, стремительно нападали. Не утихали и зенитно-артиллерийские разрывы. Зенитные части, базирующиеся у передовой и на аэродроме, ставили перед противником огневую завесу. Шапки разрывов зенитных снарядов то уползали к морю и рассеивались, то почти вплотную приближались к нам и снова удалялись.
Летчики Кулаков и Нечаев внезапной атакой сбили над аэродромом два бомбардировщика противника. Майор Шмелев уничтожил «мессершмитт». Сержант Молодцов, оказавшись в критической ситуации, протаранил вражеский истребитель. По радио мы слышали, как Молодцов, охваченный боевым азартом, выкрикнул: «Получай сполна, фашистская сволочь! Я, Молодцов, иду на таран!» Треск и грохот в эфире вдруг сменила тишина. Самолет фашистского аса взорвался на земле, в черте аэродрома. Молодцов успел выпрыгнуть из неуправляемой машины на парашюте. В смертельной схватке в бою погибли летчики Кулаков и Нечаев.

28.04.1943 Не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе станицы Крымская летчик, младший лейтенант Родин Александр Данилович Судьба самолета и летчика неизвестны
29.04.1943 В 7-м вылете за день 6 наших истребителей, встретившись с группой самолётов противника, вступили в бой. Оказавшись неподалёку от вражеского аэродрома под Анапой Рязанов заметил девятку взлетающих бомбардировщиков. Сбив крайний «Юнкерс» при выходе из атаки его «Як» был повреждён истребителями прикрытия. Приблизившись к линии фронта, он перевернул самолет и, вывалившись из него, дернул вытяжное кольцо. Ветер вынес его на «ничейную» полосу, и пехотинцы с боем помогли ему добраться до своих окопов командир авиаэскадрильи, майор Рязанов Алексей Константинович «Именной» самолет с надписью «Саратовский кооператор» разбит.
Летчик жив
30.04.1943 Не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе станицы Крымская

Из интервью с Куницыным Виктором Александровичем:
«... в войну на Кубани был замполит Ершов. С ним был интересный случай. Он со штурманом полка Молчановым на По-2 перелетал куда-то с одного места на другое, сейчас не помню куда. Или с аэродрома на аэродром, или из штаба на аэродром. И этот Молчанов заблудился на По-2 и сел где-то там. Сел, его подломало. У него был замполит Ершов. И он его пристрелил.
А.Д.: — Ершова?
- Он рассказал, что его сбил "мессер", самолет упал, и при посадке Ершов погиб. Но потом, когда из СМЕРШа докапывались, оказалось, что у Ершова не пулеметное ранение, а из пистолета ТТ. Молчанов почувствовал, что до него докопаются, и вот в 1943 году где-то в конце мая, еще на Кубани, в один из вылетов на разведку он берет с собой ведомым Лыткина. Они вдвоем взлетают, идут и не возвращаются. Ни тот, ни другой не возвращается: ни Молчанов, ведущий (он был штурманом полка), ни этот летчик, сержант Лыткин из нашей эскадрильи (тогда мы еще летали сержантами). Вдруг этот "Як", на котором летал Молчанов, появляется над нашим аэродромом на Кубани. Раз появился, два. И потом Шмелев этого "Яка" сбивает! Оказывается, на "Яке" летал немецкий летчик. Значит, Молчанов перелетел, а перед этим он заходит и сбивает Лыткина! Это потом мы узнали, когда Лыткин после войны возвратился в полк (мы стояли тогда в Либаве), и начал нам все это рассказывать. Молчанов сбивает Лыткина и садится в Курляндии на немецкий аэродром, таким образом, он дезертировал. Вернувшегося в полк Лыткина потом уволили из армии, а Молчанов остался у немцев.»
штурман полка, капитан Молчанов Николай Павлович Самолет остался у немцев.*
Летчик жив - сдался в плен
10.05.1943 Не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе станицы Крымская летчик, старший сержант Мартьянов Николай Кондратьевич Судьба самолета и летчика неизвестны
23.05.1943 Сбит в воздушном бою в районе станицы Крымская.

Из интервью с Куницыным Виктором Александровичем:
- Как раз на Кубани был такой летчик, армянин Канданчан, которого сбили прямо над аэродромом. Он выпрыгнул с парашютом и заходит "мессер" и о нему как даст очередь! Он уже был на метров 300-400 от земли и приземлился мертвый: в него попала очередь из пулемета.
старший летчик, младший лейтенант Кондакчан Григорий Миронович Самолет разбит.
Летчик погиб
05.1943 Сбит в воздушном бою.
Из воспоминаний Рязанова А.К.:«На следующий день я повёл на боевое задание шестёрку "Яков". В коротком бою сбили 4 Ме-109, за 5-м погнался я в сторону Анапы. И тут попал в трудную ситуацию: 6 вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей шли в нашу сторону. Уйти от преследования не было возможности. Тогда я бросился на головной бомбардировщик и сбил его… Тут мне удалось сбить ещё один вражеский самолёт. Но и мой "Як" был подбит. К счастью, произошло это уже над нашей территорией, и я выбросился на парашюте.»
командир авиаэскадрильи, майор Рязанов Алексей Константинович Самолет разбит.
Летчик жив

* Это Як-1Б с з/н 46119 или 11125.