Як-1. Заводской номер не установлен.

Эксплуатант – 291 ИАП.

Бортовой номер – «10». «Ртищевский железнодорожник»

Пилот – лейтенант Лавренов Александр Филиппович.

В 07.1943 года молодого лётчика Александра Лавренова командировали в глубокий тыл с почётным заданием: получить построенный на средства академика Образцова В.Н. истребитель.
Выбор пал на лейтенанта Лавренова А.Ф. не случайно: к тому времени на счету помощника командира 291-го истребительного авиаполка, воевавшего на Северо-Кавказском фронте в составе 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 4-й Воздушной армии, было уже 47 боевых вылетов. В 26 воздушных боях он сбил 17 вражеских самолётов лично и 3 в группе.
Лавренов не знал страха в бою. Его "Як" всегда первым атаковывал врага. О боевом мастерстве лётчика в то время писала газета «Красная Звезда»: «Характерен в этом смысле недавний бой молодого, но выдающегося лётчика Лавренова, сбившего в течение нескольких минут 3 вражеских самолёта. Как и Борис Глинка, Лавренов вышел в атаку на большой скорости, которую он развил заблаговременно. Имея перед Ме-109 преимущество в скорости, а следовательно, и в маневре, Лавренов стремительно атаковал неприятеля... Сбив 2 Ме-109 и Ju-87, Лавренов также стремительно оторвался от противника и вышел из схватки без единой пробоины в машине».
Академик Владимир Николаевич Образцов, известный учёный, специалист по проектированию и строительству железных дорог, был удостоен за свои труды в 1942 году Государственной премии, которую он решил отдать на строительство самолёта. Прибыв на заводской аэродром, Лавренов сразу же обратил внимание на оживление у одного из «Яков», на фюзеляже которого значилось: «Ртищевский железнодорожник» (самолёт так назвали в связи с тем, что его хозяин был депутат Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа).

Лейтенант уверенно направился к самолёту и вовремя: инженеры и техники завода демонстрировали истребитель пожилому человеку с аккуратной седой бородкой в форме железнодорожника. На его тужурке сверкали ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, депутатский значок, и Александр понял, что это и есть Владимир Николаевич Образцов. Академик ознакомился с боевой машиной, её оборудованием и вооружением, внимательно слушал пояснения заводчан. Потом сел в кабину "Яка", осмотрел все приборы и, лишь когда вылез из самолёта, сказал удовлетворённо:
- Хорошая работа, чистая. Спасибо заводским товарищам за отличную машину.
После этой церемонии Владимир Николаевич обратился к лётчику – Александру Лавренову:
- Вручаю вам самолёт и надеюсь, что на нём вы добьётесь новых побед над фашистскими оккупантами.
С того дня и завязалась крепкая дружба между 69-летним академиком и 23-летним лётчиком.
Владимир Николаевич пристально следил за боевыми успехами Лавренова, писал ему и его матери Дарье Ефимовне письма. В одном из ответных писем, Александр Лавренов писал Образцову:
«На Вашем самолете я произвёл более 30 боевых вылетов. Летал на разведку, штурмовал отступающие автоколонны, участвовал в боях с бомбардировщиками и истребителями противника. Сбил 4 самолёта: 3 бомбардировщика и 1 истребитель. Уничтожил 2 автомашины и автобус. Сейчас ведём жестокие бои за город Мелитополь... Фашисты всеми силами стремятся сорвать наше наступление. Но мы уверены, что прорвём все укрепления и будем двигаться победоносно вперёд, освобождая города и сёла нашей Украины...»

26.03.1944 года капитан Лавренов Александр Филиппович погиб в воздушном бою над озером Сиваш.
Самолет с летчиком упали в озеро.

О его последнем бое рассказывает Генерал-майор в отставке В. Киселёв:
«26 марта 1944 года геройской смертью погибли в воздушном бою над плацдармом командир 812-го истребительного авиационного полка Майор А.А. Волков и сражавшийся рядом с ним Герой Советского Союза Капитан А.Ф. Лавренов. Всего в том жестоком бою погибло 10 советских истребителей.
Воздушный бой начался со встречи 4 истребителей 812-го авиаполка с большой группой немецких самолётов, шедших бомбить переправу через Сиваш. На помощь нашей четвёрке истребителей с аэродрома было немедленно направлено подкрепление. Взлетели 3 группы истребителей, одну из которых возглавлял командир полка Майор Волков. В бою пришлось встретиться с немецкими асами 52-й эскадрильи, которые прошли по многим кровавым трассам Европы и имели большой боевой опыт за плечами. Немецкие воздушные хищники в совершенстве владели "Мессершмиттами" и всеми приёмами высшего пилотажа.
Но лобовых атак немецкие асы не выдерживали. Так, в лобовой атаке первой очередью Майору А.А. Волкову удалось свалить наиболее наглого врага. Но в это время его напарник, молодой лётчик, не удержался в строю, отвалил в сторону и тут же стал жертвой другой вражеской пары...
Оставшись один, без напарника, Майор А.А. Волков попал в клещи двух пар "Мессеров". На выручку своего командира бросился Герой Советского Союза А.Ф. Лавренов. Но было уже поздно, самолёт командира полка загорелся и с нарастающей скоростью потянул к земле. Колпак кабины не открывался, видимо, лётчик был смертельно ранен...
Капитан Лавренов с безумной храбростью бросился на ближайшего Ме-109, всадил в него весь оставшийся боекомплект с такого близкого расстояния, что не успел отвернуть в сторону и на повышенной скорости врезался в хвост вражеского самолёта. Он рассчитался за своего командира ценою собственной жизни».

Фотогалерея

1943 год

Вернуться на страницу 291 ИАП