Дата | Событие | Пилот | Последствия |
15.02.1942 | В воздушном бою на поврежденном самолете таранил истребитель противника. После тарана совершил вынужденную посадку.
В 1942 году в одной из армейских газет был опубликован рассказ Васильева М.Н. об одном из своих боев: Это произошло 15 февраля. 2 ястребка – мой и старшего лейтенанта Стринадько – вылетели на выполнение боевого задания. Неожиданно слева ниже себя я заметил «Мессершмитта». Немец воровским путем подкрался ко мне и дал очередь в заднюю часть мотора. Бандиту удалось повредить мотор и приборы, положение приняло серьезный оборот, мы были на высоте 400 метров от земли. Вести бой на такой высоте – рискованное дело. В это время ястребок Стринадько вступил в бой с несколькими самолетами противника. Я решил атаковать врага. Быстро убираю газ, чтобы пропустить немца, но противник понял мой маневр и тоже убрал газ. Мы оказались на одном уровне. Немец начал резко разворачивать во внешнюю сторону, пытаясь удрать. Возможно, он хотел заманить меня в круг, отвлечь внимание, чтобы в это время мой самолет обстреляли другие «Мессершмитты». Медлить нельзя. Надо действовать мгновенно. Я дал полный газ, резким движением руля поворота и ручки управления повернул ястребка в сторону «Мессершмитта» и оказался у него под брюхом. Дал длинную очередь, пули попали в тело вражеского самолета. Не приняв атаки, стервятник продолжал уходить. Чтобы не упустить врага, я решил идти на таран. Резко повернул самолет вплотную к «Мессершмитту» и долбанул винтом по его хвосту, немецкий самолет загорелся и камнем упал вниз, в это мгновение я потерял сознание. Это продолжалось некоторую долю секунды, самолет сделал пол витка, и я очнулся, земля была подо мной на расстоянии 250 метров. Действием ручки и руля управления я вывел самолет из штопора, но ястребок, не имея достаточной скорости, не слушался управления и входил в обратный штопор, тогда я отжал ручку от себя, самолет прекратил вращение, это уже было на высоте 150 метров, машина набрала скорость, земля приближалась, самолет мчался вниз. Еще секунда – и он врежется в землю. Гибель казалась неминуемой, но я опередил судьбу на высоте 150 метров рванул ручку на себя, самолет вышел из пике, повторно свалился на левую плоскость и коснулся земли. Очнулся я на руках у колхозников села Сафроновки, тело ныло от ушиба, но ранения не было… Через несколько дней я вновь сяду за штурвал самолета и поведу его в бой на врага. | летчик, младший лейтенант Васильев Марк Николаевич | Самолет поврежден. Летчик жив |
30.05.1942 | Подбит в воздушном бою в районе Валуйки. На самолете, на котором парил двигатель и была пробита плоскость крыла, летчик долетел до своего аэродрома Викторополь, но при развороте на посадку свалился в штопор и упал на землю | летчик, сержант Перский Ефим Соломонович | Самолет сгорел. Летчик погиб |
12.06.1942 | При выполнении боевого задания по сопровождению Су-2 в район Ново-Александровка сбит огнем зенитной артиллерии противника над аэродромом Ново-Александровка | летчик, старший сержант Боровой Иван Петрович | Самолет сгорел. Летчик жив |
12.06.1942 | При перелете с аэродрома «Бурлук» в Виктопороль произошло заедание ручки сектора газа, в результате чего летчик произвел посадку на аэродроме «Уразов». Во время посадки сломалось шасси | командира звена, старший лейтенант Вовко Павел Архипович | Самолет поврежден. Летчик ранен |
13.06.1942 | При взлете у самолета сломалась левая стойка шасси | летчик, младший лейтенант Винокуров Александр Михайлович | Самолет поврежден – сломана левая стойка шасси и левый ломающийся подкос, поврежден винт и обшивка левого крыла, помят маслобак. Летчик жив |
13.06.1942 | Подбит огнем зенитной артиллерии противника в районе Ново-Александровка. Совершил вынужденную посадку на фюзеляж у деревни Колодезное | летчик, младший лейтенант Усан Федор Александрович | Самолет поврежден - пробита правая плоскость крыла и руль поворота, перебита воздушная система. Летчик жив |
17.06.1942 | При посадке сломалась правая стойка шасси | Врид зам. командира авиаэскадрильи, лейтенант Сугак Василий Никитович | Самолет поврежден - сломаны обе амортизационные стойки шасси, ломающиеся подкосы, погнут винт. Летчик жив |
18.06.1942 | При посадке сломалась правая стойка шасси | летчик, сержант Самуйлик Николай Сергеевич | Самолет поврежден - сломана правая стойка шасси, погнуты лопасти винта, повреждены правые закрылки. Летчик жив |
22.06.1942 | Подбит в воздушном бою в районе Купянск. Совершил вынужденную посадку в линии фронта у д. Сеньково | летчик, сержант Гавриков Виктор Алексеевич | Самолет поврежден - перебиты элерон и бензосистема. Летчик жив |
25.06.1942 | Сбит с воздушном бою в районе Сурково – Авиловка. Сгорел вместе с самолетом | летчик, младший лейтенант Винокуров Александр Михайлович | Самолет сгорел. Летчик погиб |
25.06.1942 | В полете излишне затежелил винт, двигатель начал перегреваться. Летчик растерялся, снизился, после разворота убрал газ и без скорости упал на землю | летчик, младший лейтенант Шалаенко Павел Ефимович | Самолет поврежден. Летчик жив |
30.06.1942 | Не вернулся с боевого задания по прикрытию своих войск в районе Октябрьск – Купило – Варваровка. Подожжен истребителями противника | командир полка, майор Кошевой Илья Тимофеевич | Самолет разбит. Летчик ранен |
30.06.1942 | Лейтенант Сальников и младший лейтенант Усан на самолетах Як-1 выруливали с посадочной полосы на стоянку. В это время производивший посадку ЛаГГ-3 уклонился вправо, заставив самолеты Як-1 увеличить скорость руления. Неожиданно у самолета Сальникова покрышка правого колеса, хвост резко занесло влево. Усан не успел затормозить и правой плоскостью крыла своего самолета повредил руль поворота и киль самолета Сальникова | командир звена, лейтенант Сальников Николай Александрович, командир звена, младший лейтенант Усан Федор Александрович | Оба самолета повреждены. Летчики живы |
30.06.1942 | Подбит в воздушном бою в районе Варваровка. Прямым попаданием снаряда пробиты двигатель, бензобаки, плоскости крыла. На горящем самолете произвел вынужденную посадку у деревни Троицкое | летчик, младший лейтенант Чернышев Геннадий Павлович | Самолет сгорел. Летчик ранен |
11.07.1942 | Не вернулся с боевого задания | младший лейтенант Черноус | Судьба самолета и летчика неизвестны |
15.07.1942 | Подбит огнем зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку | старший лейтенант Дугин Михаил Иванович | Самолет поврежден. Летчик жив |
18.07.1942 | Сбит огнем зенитной артиллерии противника. Вместе с самолетом врезался в землю | младший лейтенант Векленко Иван Семенович | Самолет разбит. Летчик погиб |
19.07.1942 | При возвращении с боевого задания совершил вынужденную на фюзеляж из-за отказа двигателя | сержант Иванисенко Нестер Филиппович | Самолет поврежден. Летчик ранен |
04.08.1942 | При выполнении боевого задания по прикрытию своих войск на переправе в районе Калач во время воздушного боя с 10-ю Ме-109 израсходовав все патроны, протаранил самолет противника. Выпрыгнул на парашюте | командир авиаэскадрильи, капитан Сугак Василий Никитович | Самолет разбит. Летчик жив |
19.09.1942 | При выполнении боевого задания по штурмовке аэродрома противника Конотоп во время атаки сбит огнем зенитной артиллерии противника. Совершил вынужденную посадку вблизи войск. Силин Александр Максимович на самолете Як-1 совершил посадку вблизи подбитого самолета, помог сжечь его и забрал Солянова | командир авиаэскадрильи, старший лейтенант Солянов Михаил Васильевич | Самолет сгорел. Летчик жив |
07.10.1942 | При перегоне самолета для ремонта с аэродрома «Ленинск» на аэродром «Ершов» в районе Солодовка сбит самолетами противника | летчик, сержант Золотарев Василий Ильич | Самолет разбит. Летчик погиб |
25.11.1942 | Возвращаясь после разведки под прикрытием 3-х Як-1 в районе Калача был атакован 3-мя Ме-109. Завязался воздушный бой. Через некоторое время к противнику подошло подкрепление. Самолёт Сугака атаковало сразу несколько Ме-109. Исчерпав боекомплект на высоте 500 м тараном уничтожил истребитель противника. На высоте около 300 м с ожогами лица и правой руки сумел выброситься из горящего самолёта. Приземлился на парашюте в расположении своих войск | зам. командира авиаэскадрильи, старший лейтенант Сугак Василий Никитович | Самолет сгорел. Летчик ранен |
22.12.1942 | Не вернулся с боевого задания | зам. командира звена, капитан Малов Михаил Михайлович | Самолет разбит. Летчик погиб |
25.12.1942 | Подбит огнем зенитной артиллерии | лейтенант Бритиков Алексей Петрович | Самолет сгорел. Летчик ранен |
29.12.1942 | Промазал при посадке и попал в борозду | сержант Васильев | Самолет поврежден. Летчик жив |
02.02.1943 | Сбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по разведке в районе Веселый | летчик, младший лейтенант Ширявсков Павел Федорович | Самолет сгорел. Летчик погиб |
15.03.1943 | При посадке самолета задел за стоявший вне взлетно-посадочной полосы другой самолет | летчик, младший лейтенант Полканов Г.Ф. | Оба самолет повреждены. Летчик жив |
19.07.1943 | Сбит в воздушном бою в районе Дмитриевка при выполнении боевого задания по сопровождению Ил-2 | гвардии сержант Плотников Александр Яковлевич | Самолет разбит. Летчик погиб |
19.07.1943 | Сбит в воздушном бою при отражении налета бомбардировщиков противника | гвардии младший лейтенант Якутов Михаил Никандрович | Самолет сгорел. Летчик погиб |
30.07.1943 | При возвращении с боевого задания из района города Красный Луч по радио получил сообщение, что над передним краем появился вражеский корректировщик Fw-189. Обнаружив «раму», используя преимущество в высоте, поймал его в прицел, нажал на гашетку, но очереди не последовало – патроны были израсходованы в бою. Тогда Глазов решил пойти на таран. Он хотел нанести удар винтом, но в сумерках не рассчитал и врезался в один из фюзеляжей «фокке-вульфа». Вражеский самолёт развалился на части, но и самолет Глазова загорелся и упал на землю | командир эскадрильи, старший лейтенант Глазов Николай Елизарович | Самолет разбит. Летчик погиб |
13.10.1943 | 2 самолета Як-1 (ведущий – мл. л-т Базлов Семен Никитович, ведомый – мл. л-т Иванов Василий Дмитрович) вылетели на разведку войск противника в район Терпение – Нов. Николаевка – Дуга Черна – Нижн. Серогозы – Ивановка – Чехоград – Мелитополь. После выполнения задания в 16:50 встретили 2 группы Ju-88 по 6 самолетов и 6 самолетов Ме-109. Пара Ме-109 атаковала наши истребители. Самолет Иванова был атакован сзади и подбит, летчик ввел самолет в штопор, на высоте 1500 метров вывел его из штопора и стал уходить на свою территорию. У линии фронта, севернее Мелитополя самолет Иванов вторично был атакован и подбит парой Ме-109. Из-за отказа двигателя Иванов посадил самолет в 3-х км восточнее Вознесеновка – в 300 метрах от линии фронта. Ночью самолет был оттянут от линии фронта и замаскирован | младший лейтенант Иванов Василий Дмитрович | Самолет поврежден. Летчик жив |