273 истребительный авиационный полк
22.11.1942 года преобразован в
31 Гвардейский Никопольский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиационный полк

Полк летал на Як-1 и Як-1Б с 09.1941 года по 05.1945 года.

22.06.1942 года принято 6 Як-1 от 248 ИАП.
25.12.1942 года приняты Як-1 (количество не установлено) от 11 ИАП.

Як-1 производства завода № 292 с з/н:
1823, 1028, 2028, 0729, 0929, 1129, 1130, 1530, 1730, 1930, 0331, 0831, 0932, 1232, 1632, 1732, 1832, 2032, 0133, 0233, 0633, 0833, 1033, 1633, 1833, 2033, 0134, 0334, 0434, 0137, 4139, 4939, 4643, 3144, 0245, 1845, 2045, 2945, 0446, 2049, 4454, 0455, 2455, 3356, 3656, 3257, 4158, 4558, 1161, 2661, 1862, 1664, 3064, 3364, 2465, 2565, 0866, 1467, 4467, 4967, 0768, 2071, 2672, 3676, 1677, 1877, 3678, 3579, 2782, 4682, 1583, 2783, 3883, 1785, 4785, 0786, 0886, 1286, 2486, 2686, 3586, 4786, 0187, 2387, 2887, 4587, 3792, 4892, 1293, 1493, 2193, 3693, 4493, 3995, 3496, 3696, 1497, 1797, 3697, 0198, 0398, 3198, 4298, 4398.

Як-1Б производства завода № 292 с з/н:
3699, 4699, 4799, 01100, 03100, 04100, 06100, 09100, 10100, 31100, 41100, 15101, 50102, 22104, 42104, 21106, 24106, 39106, 01107, 20107, 10108, 15109, 08110, 16110, 30110, 39110, 40110, 45110, 18111, 35111, 33114, 14130, 34130, 28138, 40143, 10149, 14150, 09151, 21151, 36162, 48162, 29173, 39174, 26175, 28175, 30175, 20179, 19181.

Як-1 с неизвестным з/н:

Як-1Б с неизвестными з/н:

Як-1 и Як-1Б с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
15.02.1942 В воздушном бою на поврежденном самолете таранил истребитель противника. После тарана совершил вынужденную посадку.

В 1942 году в одной из армейских газет был опубликован рассказ Васильева М.Н. об одном из своих боев:
Это произошло 15 февраля. 2 ястребка – мой и старшего лейтенанта Стринадько – вылетели на выполнение боевого задания. Неожиданно слева ниже себя я заметил «Мессершмитта». Немец воровским путем подкрался ко мне и дал очередь в заднюю часть мотора. Бандиту удалось повредить мотор и приборы, положение приняло серьезный оборот, мы были на высоте 400 метров от земли. Вести бой на такой высоте – рискованное дело. В это время ястребок Стринадько вступил в бой с несколькими самолетами противника. Я решил атаковать врага. Быстро убираю газ, чтобы пропустить немца, но противник понял мой маневр и тоже убрал газ. Мы оказались на одном уровне. Немец начал резко разворачивать во внешнюю сторону, пытаясь удрать. Возможно, он хотел заманить меня в круг, отвлечь внимание, чтобы в это время мой самолет обстреляли другие «Мессершмитты». Медлить нельзя. Надо действовать мгновенно. Я дал полный газ, резким движением руля поворота и ручки управления повернул ястребка в сторону «Мессершмитта» и оказался у него под брюхом. Дал длинную очередь, пули попали в тело вражеского самолета. Не приняв атаки, стервятник продолжал уходить. Чтобы не упустить врага, я решил идти на таран. Резко повернул самолет вплотную к «Мессершмитту» и долбанул винтом по его хвосту, немецкий самолет загорелся и камнем упал вниз, в это мгновение я потерял сознание. Это продолжалось некоторую долю секунды, самолет сделал пол витка, и я очнулся, земля была подо мной на расстоянии 250 метров. Действием ручки и руля управления я вывел самолет из штопора, но ястребок, не имея достаточной скорости, не слушался управления и входил в обратный штопор, тогда я отжал ручку от себя, самолет прекратил вращение, это уже было на высоте 150 метров, машина набрала скорость, земля приближалась, самолет мчался вниз. Еще секунда – и он врежется в землю.
Гибель казалась неминуемой, но я опередил судьбу на высоте 150 метров рванул ручку на себя, самолет вышел из пике, повторно свалился на левую плоскость и коснулся земли.
Очнулся я на руках у колхозников села Сафроновки, тело ныло от ушиба, но ранения не было… Через несколько дней я вновь сяду за штурвал самолета и поведу его в бой на врага.
летчик, младший лейтенант Васильев Марк Николаевич Самолет поврежден.
Летчик жив
30.05.1942 Подбит в воздушном бою в районе Валуйки. На самолете, на котором парил двигатель и была пробита плоскость крыла, летчик долетел до своего аэродрома Викторополь, но при развороте на посадку свалился в штопор и упал на землю летчик, сержант Перский Ефим Соломонович Самолет сгорел.
Летчик погиб
12.06.1942 При выполнении боевого задания по сопровождению Су-2 в район Ново-Александровка сбит огнем зенитной артиллерии противника над аэродромом Ново-Александровка летчик, старший сержант Боровой Иван Петрович Самолет сгорел.
Летчик жив
12.06.1942 При перелете с аэродрома «Бурлук» в Виктопороль произошло заедание ручки сектора газа, в результате чего летчик произвел посадку на аэродроме «Уразов». Во время посадки сломалось шасси командира звена, старший лейтенант Вовко Павел Архипович Самолет поврежден.
Летчик ранен
13.06.1942 При взлете у самолета сломалась левая стойка шасси летчик, младший лейтенант Винокуров Александр Михайлович Самолет поврежден – сломана левая стойка шасси и левый ломающийся подкос, поврежден винт и обшивка левого крыла, помят маслобак.
Летчик жив
13.06.1942 Подбит огнем зенитной артиллерии противника в районе Ново-Александровка. Совершил вынужденную посадку на фюзеляж у деревни Колодезное летчик, младший лейтенант Усан Федор Александрович Самолет поврежден - пробита правая плоскость крыла и руль поворота, перебита воздушная система.
Летчик жив
17.06.1942 При посадке сломалась правая стойка шасси Врид зам. командира авиаэскадрильи, лейтенант Сугак Василий Никитович Самолет поврежден - сломаны обе амортизационные стойки шасси, ломающиеся подкосы, погнут винт.
Летчик жив
18.06.1942 При посадке сломалась правая стойка шасси летчик, сержант Самуйлик Николай Сергеевич Самолет поврежден - сломана правая стойка шасси, погнуты лопасти винта, повреждены правые закрылки.
Летчик жив
22.06.1942 Подбит в воздушном бою в районе Купянск. Совершил вынужденную посадку в линии фронта у д. Сеньково летчик, сержант Гавриков Виктор Алексеевич Самолет поврежден - перебиты элерон и бензосистема.
Летчик жив
25.06.1942 Сбит с воздушном бою в районе Сурково – Авиловка. Сгорел вместе с самолетом летчик, младший лейтенант Винокуров Александр Михайлович Самолет сгорел.
Летчик погиб
25.06.1942 В полете излишне затежелил винт, двигатель начал перегреваться. Летчик растерялся, снизился, после разворота убрал газ и без скорости упал на землю летчик, младший лейтенант Шалаенко Павел Ефимович Самолет поврежден.
Летчик жив
30.06.1942 Не вернулся с боевого задания по прикрытию своих войск в районе Октябрьск – Купило – Варваровка. Подожжен истребителями противника командир полка, майор Кошевой Илья Тимофеевич Самолет разбит.
Летчик ранен
30.06.1942 Лейтенант Сальников и младший лейтенант Усан на самолетах Як-1 выруливали с посадочной полосы на стоянку. В это время производивший посадку ЛаГГ-3 уклонился вправо, заставив самолеты Як-1 увеличить скорость руления. Неожиданно у самолета Сальникова покрышка правого колеса, хвост резко занесло влево. Усан не успел затормозить и правой плоскостью крыла своего самолета повредил руль поворота и киль самолета Сальникова командир звена, лейтенант Сальников Николай Александрович, командир звена, младший лейтенант Усан Федор Александрович Оба самолета повреждены.
Летчики живы
30.06.1942 Подбит в воздушном бою в районе Варваровка. Прямым попаданием снаряда пробиты двигатель, бензобаки, плоскости крыла. На горящем самолете произвел вынужденную посадку у деревни Троицкое летчик, младший лейтенант Чернышев Геннадий Павлович Самолет сгорел.
Летчик ранен
11.07.1942 Не вернулся с боевого задания младший лейтенант Черноус Судьба самолета и летчика неизвестны
15.07.1942 Подбит огнем зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку старший лейтенант Дугин Михаил Иванович Самолет поврежден.
Летчик жив
18.07.1942 Сбит огнем зенитной артиллерии противника. Вместе с самолетом врезался в землю младший лейтенант Векленко Иван Семенович Самолет разбит.
Летчик погиб
19.07.1942 При возвращении с боевого задания совершил вынужденную на фюзеляж из-за отказа двигателя сержант Иванисенко Нестер Филиппович Самолет поврежден.
Летчик ранен
04.08.1942 При выполнении боевого задания по прикрытию своих войск на переправе в районе Калач во время воздушного боя с 10-ю Ме-109 израсходовав все патроны, протаранил самолет противника. Выпрыгнул на парашюте командир авиаэскадрильи, капитан Сугак Василий Никитович Самолет разбит.
Летчик жив
19.09.1942 При выполнении боевого задания по штурмовке аэродрома противника Конотоп во время атаки сбит огнем зенитной артиллерии противника. Совершил вынужденную посадку вблизи войск. Силин Александр Максимович на самолете Як-1 совершил посадку вблизи подбитого самолета, помог сжечь его и забрал Солянова командир авиаэскадрильи, старший лейтенант Солянов Михаил Васильевич Самолет сгорел.
Летчик жив
07.10.1942 При перегоне самолета для ремонта с аэродрома «Ленинск» на аэродром «Ершов» в районе Солодовка сбит самолетами противника летчик, сержант Золотарев Василий Ильич Самолет разбит.
Летчик погиб
25.11.1942 Возвращаясь после разведки под прикрытием 3-х Як-1 в районе Калача был атакован 3-мя Ме-109. Завязался воздушный бой. Через некоторое время к противнику подошло подкрепление. Самолёт Сугака атаковало сразу несколько Ме-109. Исчерпав боекомплект на высоте 500 м тараном уничтожил истребитель противника. На высоте около 300 м с ожогами лица и правой руки сумел выброситься из горящего самолёта. Приземлился на парашюте в расположении своих войск зам. командира авиаэскадрильи, старший лейтенант Сугак Василий Никитович Самолет сгорел.
Летчик ранен
22.12.1942 Не вернулся с боевого задания зам. командира звена, капитан Малов Михаил Михайлович Самолет разбит.
Летчик погиб
25.12.1942 Подбит огнем зенитной артиллерии лейтенант Бритиков Алексей Петрович Самолет сгорел.
Летчик ранен
29.12.1942 Промазал при посадке и попал в борозду сержант Васильев Самолет поврежден.
Летчик жив
02.02.1943 Сбит в воздушном бою при выполнении боевого задания по разведке в районе Веселый летчик, младший лейтенант Ширявсков Павел Федорович Самолет сгорел.
Летчик погиб
15.03.1943 При посадке самолета задел за стоявший вне взлетно-посадочной полосы другой самолет летчик, младший лейтенант Полканов Г.Ф. Оба самолет повреждены.
Летчик жив
19.07.1943 Сбит в воздушном бою в районе Дмитриевка при выполнении боевого задания по сопровождению Ил-2 гвардии сержант Плотников Александр Яковлевич Самолет разбит.
Летчик погиб
19.07.1943 Сбит в воздушном бою при отражении налета бомбардировщиков противника гвардии младший лейтенант Якутов Михаил Никандрович Самолет сгорел.
Летчик погиб
30.07.1943 При возвращении с боевого задания из района города Красный Луч по радио получил сообщение, что над передним краем появился вражеский корректировщик Fw-189. Обнаружив «раму», используя преимущество в высоте, поймал его в прицел, нажал на гашетку, но очереди не последовало – патроны были израсходованы в бою. Тогда Глазов решил пойти на таран. Он хотел нанести удар винтом, но в сумерках не рассчитал и врезался в один из фюзеляжей «фокке-вульфа». Вражеский самолёт развалился на части, но и самолет Глазова загорелся и упал на землю командир эскадрильи, старший лейтенант Глазов Николай Елизарович Самолет разбит.
Летчик погиб
13.10.1943 2 самолета Як-1 (ведущий – мл. л-т Базлов Семен Никитович, ведомый – мл. л-т Иванов Василий Дмитрович) вылетели на разведку войск противника в район Терпение – Нов. Николаевка – Дуга Черна – Нижн. Серогозы – Ивановка – Чехоград – Мелитополь. После выполнения задания в 16:50 встретили 2 группы Ju-88 по 6 самолетов и 6 самолетов Ме-109. Пара Ме-109 атаковала наши истребители. Самолет Иванова был атакован сзади и подбит, летчик ввел самолет в штопор, на высоте 1500 метров вывел его из штопора и стал уходить на свою территорию. У линии фронта, севернее Мелитополя самолет Иванов вторично был атакован и подбит парой Ме-109. Из-за отказа двигателя Иванов посадил самолет в 3-х км восточнее Вознесеновка – в 300 метрах от линии фронта. Ночью самолет был оттянут от линии фронта и замаскирован младший лейтенант Иванов Василий Дмитрович Самолет поврежден.
Летчик жив