247 истребительный авиационный полк
05.02.1944 года преобразован в
156 гвардейский истребительный Львовский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк

Полк летал на Як-1 и Як-1Б с 12.1941 года по 03.1947 года.

Як-1 производства завода № 292 с з/н:
0608, 0908, 0236, 1661, 0972, 1074, 1374, 3074, 3974, 4274, 4374, 4774, 0575, 0675, 1375, 1475, 1675, 1775, 1875, 1975, 2375, 2975, 3375, 3875, 3975, 4075, 4575, 4675, 4775, 1276.

Як-1Б производства завода № 292 с з/н: 08146.

Як-1Б с неизвестными з/н:

Як-1, заводской номер не установлен.
Эксплуатант – 247 ГИАП.
С июля 1943 года зам. командира авиаэскадрильи Матиенко Петр Андреевич некоторое время летал на Як-1Б с надписью «От колхозников артели «День урожая» Винницкого района».
Из книги «Овеянные славой имена. Герои Советского Союза – уроженцы Винничины». 2-е издание, переработанное и дополненное. – Одесса: «Маяк», 1989:
Когда фашистские орды откатились до западных рубежей Советской Отчизны, он прибыл в гости к своим землякам. Это событие запечатлела областная газета «Винницька правда» 20 апреля 1944 года.
«Много лет Пётр Матиенко не был в родном селе… Много лет миновало. От младшего командира до гвардии майора - таков путь Петра Андреевича. На своем истребителе он бил немецких воздушных пиратов почти на всех фронтах Отечественной войны и борется за счастье родной земли. Его истребитель - гроза для чёрных коршунов с крестами на крыльях. Все свои силы, знания и умение гвардии майор Матиенко отдаёт служению народу, партии Ленина-Сталина».
А завернул Пётр Андреевич в родное село по пути на фронт по очень важному случаю на необычной машине. «На зелёном ковре за селом, - пишет газета, - приземлился голубой самолёт. На митинг собралось более полутора тысячи колхозников.
Как только люди увидели знакомое лицо пилота, каждый побежал навстречу, чтобы крепко пожать руку Герою, лично прикоснуться к самолету, который прибыл прямо с завода.
Издали видна была надпись на борту истребителя: «Герою Советского Союза Матиенко от колхозников артели «День урожая» Винницкого района».
Судьба самолета неизвестна.

Як-1 и Як-1Б с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
02.02.1942 Катастрофа летчик, младший лейтенант Шейкин Василий Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
12.03.1942 Сбит в воздушном бою летчик, младший лейтенант Фёдоров Василий Павлович Самолет разбит.
Летчик погиб
16.03.1942 Сбит зенитной артиллерией противника командир авиаэскадрильи, старший лейтенант Швилев Виктор Михайлович Самолет разбит.
Летчик погиб
19.03.1942 Сбит в воздушном бою командир звена, младший лейтенант Сикорский Евгений Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
22.03.1942 Подбит в воздушном бою. Совершил вынужденную посадку зам. командира авиаэскадрильи, лейтенант Шевчук Василий Михайлович Самолет поврежден.
Летчик жив
22.03.1942 Сбит в воздушном бою.

Из оперативной сводки штаба Истребительной группы ВВС Крымского фронта на 18:00 22.03.1942 года:
«В районе Владиславовка вели воздушный бой пять Як-1 с семью Ме-109. В результате боя сбит один Ме-109 лейтенантом Карнач. Один Ме-109 подбит лейтенантом Шевчук, самолёт Ме-109 пошёл со снижением. Лейтенант Шевчук на самолёте Як-1 подбит, произвёл вынужденную посадку в районе Ак-Монай. Самолёт подломан, лётчик здоров.
Один самолёт Як-1 (командир 247-го ИАП майор Федосеев), в 17:15 вылетевший на опробование работы мотора, по докладу постов ПВО принял участие в воздушном бою, который проходил между пятью И-153 и тремя Ме-109. В результате боя самолёт Як-1 был подожжён одним Ме-109 и горящим упал на территории противника в 1,5 км юго-западнее Корпечь».

«22.03.1942 г. в 17:22 на разведку в район Дальняя, ст. Крым вылетели шесть истребителей. Их пилотировали: С. Карнач. А. Шмырев. В. Шевчук. Киселёв, Шупик и Лапин. После взлёта на самолёте Шмырева не убралась одна нога шасси, и он вернулся. Над линией фронта группа встретила 8 Me-109 и 3 наших лётчика вступили в бой (в том числе Карнач и Шевчук ). Шупик с ведомым в бою не участвовали, а продолжили разведку. Получив сообщение по радио о бое, Федосеев сел в неисправный самолёт Шмырева и в 17:45 вылетел на помощь товарищам. Федосеев был перехвачен другой группой из 8 Ме-109 и в последовавшем бою сбит... Самолёт Як-1 сгорел лётчик погиб.»
командир полка, майор Федосеев Михаил Андреевич Самолет разбит.
Летчик погиб
23.03.1942 При взлете на боевое задание на самолёте Як-1 столкнулся с севшим самолетом МиГ-3 командир авиаэскадрильи, капитан Киселёв Борис Владимирович Самолет разбит.
Летчик погиб
21.04.1942 Сбит в воздушном бою командир звена, лейтенант Овчинников Николай Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
01.05.1942 Сбит в воздушном бою. Выпрыгнул на парашюте.

Около полудня Шевчук шёл за Карначом в район штурмовки. До цели оставались считанные минуты полёта. Штурмовики чуть отошли влево, готовясь к атаке. И тут Шевчук увидел 10 "Мессеров". Увидел их и Карнач. Качнул крылом, выдохнул в микрофон: "Держись..." Даже для бывалых лётчиков соотношение 2:10 было достаточным основанием не принимать боя. Будь они одни, без штурмовиков, возможно, Карнач и Шевчук не вступили бы в схватку. Но они были не одни, на них лежала ответственность за безопасность штурмовиков. И поэтому пара "Яков" без колебаний пошла навстречу 10 "Мессерам". Атакуя, они разделились. Шевчук атаковал слева, Карнач справа. Разделились и "Мессеры" - 6 истребителей бросилось на Шевчука, а 4 - на Карнача.
Он помнит этот бой во всех деталях. Как лавировал между самолётами врага, оттягивал их подальше от "Илов" и от Карнача, дразнил, выходя на встречный курс, или подпускал к себе в хвост. То и дело впереди вспыхивали огненные пулемётные трассы "Мессеров". Шевчук отвечал короткими очередями, берёг боезапас. В какой-то момент его машина неуправляемо повалилась на крыло. "Штопор", - мелькнуло в голове. Он до судорог сжал руль высоты, упёрся ступнями в педали. Вывел. Пошёл вниз. А сзади как приклеенный идёт "Мессер", остальные рассыпались, чтобы отрезать Шевчуку дорогу.
Чуть позже на какое-то мгновение в сетке прицела мелькнул прозрачный колпак того самого упрямого "Мессера". Шевчук надавил гашетку до отказа - и увидел, как этот колпак разлетелся вдребезги, как снаряды стегают по ненавистным крестам на тонком фюзеляже, как самолёт взрывается, несясь к земле бесформенными обломками. Шевчук вновь закрутил спираль, уходя от 2-х "Мессеров", выстрелил с дальней дистанции.
И вдруг машина стала неподатливой, погасла скорость. Он успел ещё достать очередью ближайший "Мессер". И тут же почувствовал сильный толчок. Вспышка ослепила лётчика. Загорелась кабина, стремительно падала высота. Почти бессознательно натянул очки, отбросил колпак кабины. Земля критически близко. Он перевалился через борт и рванул кольцо...
Уже потом Шевчуку рассказали, как он, объятый пламенем, выпал из самолёта, как летел и вдогонку ему неслись очереди "Мессеров". Как ветром сбило пламя с его спины, как упал на бруствер окопа. Сам же он помнит другое: удар, тяжесть в веках, когда попытался открыть глаза. Потом услышал далекие человеческие голоса, невнятные, словно обложенные ватой. Осторожность подсказала ему, что надо достать пистолет. Он потянулся к кобуре. И вдруг тело парализовала невероятная боль в спине. Сознание угасло...
зам. командира авиаэскадрильи, лейтенант Шевчук Василий Михайлович Самолет разбит.
Летчик ранен
13.05.1942 Сбит в воздушном бою в районе Багерово летчик, лейтенант Лашин Александр Никитович Самолет разбит.
Летчик погиб
28.05.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Степаренко Сергей Николаевич Самолет разбит.
Летчик жив
28.05.1942 Не вернулся с боевого задания летчик, сержант Стрижаченко Пётр Николаевич Самолет разбит.
Летчик погиб
13.07.1942 Сбит в воздушном бою летчик, сержант Полубояринов Вениамин Георгиевич Самолет разбит.
Летчик жив – попал в плен
23.07.1942 Не вернулся с боевого задания из района Ростова-на-Дону командир звена, старший лейтенант Астахов Фёдор Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
24.07.1942 Сбит в воздушном бою в районе Кулешевки летчик, младший лейтенант Соколов Вениамин Александрович Самолет разбит.
Летчик погиб
25.07.1942 Сбит в воздушном бою в районе Батайска летчик, сержант Никулин Иван Михайлович Самолет разбит.
Летчик ранен
27.07.1942 Сбит в воздушном бою в воздушном бою в районе Кулешевки командир звена, лейтенант Шмырев Алексей Романович Самолет разбит.
Летчик погиб
29.07.1942 Сбит в воздушном бою в районе Балаклава-Севастополь летчик, сержант Зайченко Григорий Павлович Самолет разбит.
Летчик погиб
30.07.1942 Не вернулся с боевого задания из района Севастополя командир звена, лейтенант Головков Виктор Степанович Самолет разбит.
Летчик погиб
01.08.1942 Сбит в воздушном бою летчик, сержант Поскотников Василий Данилович Самолет разбит.
Летчик погиб
10.08.1942 Не вернулся с боевого задания зам. командира полка, капитан Светлаков Иван Игнатьевич Самолет разбит.
Летчик погиб
12.08.1942 Подбит огнем зенитной артиллерии. Выпрыгнул н парашюте над территорией противника летчик, сержант Косса Михаил Ильич Самолет разбит.
Летчик жив
08.05.1943 Катастрофа на аэродроме Дятково Ярославской области. Причина – ошибка в технике пилотирования. Самолёт врезался в землю летчик, сержант Сорокин Николай Ефимович Самолет разбит.
Летчик погиб
06.07.1943 Не вернулся с боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 из района Стрелецкое-Тамаровка старший летчик, сержант Мотренко Иван Андреевич Самолет разбит.
Летчик погиб
07.07.1943 Не вернулся с боевого задания по разведке из района Задельная командир звена, младший лейтенант Можилевский Фёдор Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
07.07.1943 Не вернулся с боевого задания по разведке из района Задельная командир авиаэскадрильи, старший лейтенант Федоров Василий Петрович Самолет разбит.
Летчик погиб
08.07.1943 Не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Прохоровка – Грязное – Маячка Курской области штурман полка, капитан Смагин Николай Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
24.07.1943 При сопровождении Ил-2 в районе севернее Белграда подожжен в воздушном бою. Летчику удалось потушить пожар на самолете и благополучно совершить посадку на своем аэродроме старший летчик, младший лейтенант Мирович Георгий Иванович Самолет поврежден.
Летчик ранен
07.1943 Сбит в воздушном бою. Выпрыгнул на парашюте.

...Июльским утром 1943 года младший лейтенант Павлов А.Н. поднялся в составе группы, которую вёл командир полка. Задача – сопровождать штурмовиков, направляющихся в сторону Белгорода. В указанном районе «Яки» завязали ожесточённый бой с истребителями противника. Немцы упорно рвались к машине командира. Лишь значительно позже выяснилась причина: адъютант, любивший рисовать, из благих намерений изобразил на фюзеляже «Яка» орла. Враги, решив, что это не простой пилот, открыли настоящую охоту за ним.
В один из моментов командир едва не попал под огонь 4-х Ме-109. Ринувшись на выручку, Павлов своим «ястребком» заслонил самолёт, который тотчас же сманеврировал. Алексей Николаевич попал в сложную обстановку, фюзеляж – в пробоинах, повреждено управление, перебит трубопровод водяного охлаждения двигателя. В кабине зафонтанировал кипяток. Ошпарило плечо, бок.
Убедившись, что машина полностью вышла из повиновения, на высоте 2500 метров рывком расстегнул ремни, отбросил фонарь. Прыгнул затяжным. Парашют раскрыл, когда до земли оставалось 300 метров. Не успел приземлиться - откуда ни возьмись машина с группой солдат.
- Стой! - кричали они. - Ни с места! Тут мины...
Надо же! Попал прямо на минное поле, где каждый шаг мог стать последним.
Бойцы отвезли Павлова в медсанбат.
старший летчик, младший лейтенант Павлов Алексей Николаевич Самолет разбит.
Летчик ранен
27.09.1943 В воздушном бою года около села Подлужье Пятихатского района Днепропетровской области сбил три фашистских истребителя Ме-109. Израсходовав все боеприпасы, четвёртый уничтожил тараном летчик, младший лейтенант Василенко Иван Иванович Самолет разбит.
Летчик погиб
01.10.1943 При возвращении из боевого вылета на в темноте потерял ориентировку и выработав горючее произвёл посадку в овраг у деревни Любовка Краснокутского района летчик, младший лейтенант Ануфриев Георгий Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
07.10.1943 После выполнения боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 отстал от группы в районе д. Мишурин Рог, Верхнеднепровского района, Днепропетровской области летчик, сержант Степаренко Сергей Николаевич Самолет разбит.
Летчик жив – попал в плен
11.12.1943 Сбит огнем зенитной артиллерии при выполнении боевого задания по сопровоождению Ил-2 в район Куцовка командир звена, младший лейтенант Рязанов Иван Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
31.05.1944 Сбит в воздушном бою при сопровождении Ил-2 в р-не Кирницый старший летчик, гвардии младший лейтенант Назаров Тит Данилович Самолет разбит.
Летчик погиб