Як-1. Заводской номер не установлен.

Эксплуатант – 9 ИАП ВМФ.

09.11.1941 года летчик 2-й авиаэскадрильи, младший лейтенант Маркитонов Валентин Васильевич из-за отказа двигателя не взлете упал в море в районе Х. Маяк. Летчику удалось выбраться из самолета, его спас торпедный катер.
Самолет утонул. Летчик жив.

Статья из СМИ и интернета:
«В 2011 году в Севастополе разгорелся скандал: «черные» дайверы подняли со дна моря в районе мыса Фиолент самолет Як-1 времен Великой Отечественной войны, который в результате отказа двигателя 9 ноября 1941 года упал в море. Во время подъема самолет сильно пострадал, отломились крылья, но в остальном его состояние было удовлетворительное. Люди, занимавшиеся подъемом, планировали его продать за границу, как уникальный, единственный сохранившийся в своем роде артефакт, даже называлась цена – 150-160 тысяч евро. Тогда же в дело вмешались сотрудники милиции и СБУ. На дайвера завели уголовное дело, а самолет вместе еще с двумя артефактами – пушкой периода Крымской войны и Второй мировой поместили на задний двор Балаклавского районного отделения милиции. Общественность неоднократно просила передать на сохранение экспонаты в музей, но по непонятным причинам этого так и не произошло.
С тех пор прошло уже два года, пушки пропали, никто с уверенностью не может сказать, где они сейчас находятся. Самолет, редкий образец военной техники, гниет в Балаклавском РОВД. Общественники обоснованно предполагают, что кто-то уже положил глаз на раритет и только ждет, пока уляжется шумиха, чтобы «приватизировать» его и перепродать.
Сотрудники Севастопольского управления Службы безопасности Украины во взаимодействии с милицией пресекли попытку частного предпринимателя из Балаклавы продать зарубежному коллекционеру истребитель Як-1. Самолет, по заключению экспертов, является редким образцом военной техники времен Великой Отечественной войны и имеет культурную, историческую и научную ценность.
Эта история началась ровно семьдесят лет назад. Как стало известно из архивных материалов, Як-1, которым управлял младший лейтенант Маркитанов, 9 ноября 1941 года в результате отказа двигателя упал в море в районе мыса Фиолент. Летчику удалось выбраться из машины, и он был поднят на борт советского торпедного катера.
Уже в наше время истребитель был обнаружен и внесен в реестр подводного культурного наследия Украины, утвержденный институтом археологии НАН. Но то, что Як-1 находится под охраной государства, не смутило черного дайвера из Балаклавы, когда зарубежный коллекционер согласился заплатить за самолет 165 тысяч евро.
Как стало известно СБУ, торги велись через интернет. Предприимчивый житель Балаклавы даже получил аванс на подъем военной реликвии со дна Черного моря. Однако работы велись крайне небрежно, можно даже сказать варварски: при несанкционированном подъеме у истребителя были обломаны крылья.
Доставив физюляж самолета с двигателем и вооружением на свой дачный участок, черный дайвер готовился к завершению выгодной сделки. Но его ожидало разочарование: незаконная продажа редкого образца военной техники была пресечена правоохранительными органами. Як-1 был изъят.
По материалам Севастопольского управления СБУ Балаклавским районным отделом управления МВД Украины в городе Севастополе возбуждено уголовное дело по факту незаконного присвоения имущества, имеющего особую историческую, научную и культурную ценность.»

Фотогалерея

Дата съемки не установлена

Вернуться на страницу 9 ИАП ВМФ