32 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
31.05.1943 года преобразован в
11 гвардейский истребительный Николаевский дважды Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ

Полк летал на Як-1 с 07.1941 года по 04.1942 год.

Як-1 находились на вооружении полка непродолжительное время: в 09.1941 года они поступили для оснащения 5-й эскадрильи, которая в конце 11.1941 года в полном составе была передана в 8-й ИАП ВВС ЧФ.
В полку остался один неисправный Як-1, который после ремонта использовался в 1942 году.
На 03.07.1942 один Як-1 был в боевом составе части.
На 25.03.1943 года, в составе полка числился 1 неисправный Як-1.

Як-1 производства завода № 292 с з/н:
0117, 0417, 0517, 1417, 0818, 0820, 0920, 0221, 1821, 0822, 0922, 1722, 1323, 1224, 0325, 0625, 4245, 1276, 3084, 1786, 2086, 2286.

Як-1 с неизвестными з/н:

Дата Событие Пилот Последствия
17.08.1941 8 Як-1 из 32-го ИАП перехватили 36 Ju-88, которых сопровождали 10 Bf-109. Сбит в воздушном бою районе Ак-Мечеть. Самолет упал в море. Летчик выпрыгнул на парашюте командир звена 5-й авиаэскадрильи, старший лейтенант Ларионов Евгений Михайлович Самолет утонул.
Летчик жив
17.08.1941 8 Як-1 из 32-го ИАП перехватили 36 Ju-88, которых сопровождали 10 Bf-109. Сбит в воздушном бою. Летчик выпрыгнул на парашюте Не установлен Самолет утонул.
Летчик жив
22.08.1941 Катастрофа в районе Одессы летчик 5-й авиаэскадрильи, лейтенант Кипоренко Михаил Федорович Самолет разбит.
Летчик погиб
02.09.1941 Подбит в воздушном бою в районе Кунань 15-20 км от берега, сел на воду командир звена 5-й авиаэскадрильи, старший лейтенант Ларионов Евгений Михайлович Самолет утонул.
Летчик жив
09.09.1941 Сбит в воздушном бою в районе переправы Каховка.
Пару наших истребителей – Любимова и Ларионова – атаковали 4 Ме-109. Два заходили в хвост и два – со стороны солнца. Заметив приближающуюся опасность, Ларионов не смог сообщить командиру т.к. практически не было радиосвязи. Он прибавил газу и закрыл своим самолетом командира, чем спас его от верной смерти. Любимов сбросил газ и провалился вниз. Над ним пронесся мессер, он не растерялся, дал очередь по фашисту и сбил его. Самолет Ларионова, охваченный пламенем, падал на село. Каким-то образом ему удалось увести самолет от села, и он выпрыгнул. Но высота была уже мала - парашют полностью не раскрылся
командир звена 5-й авиаэскадрильи, старший лейтенант Ларионов Евгений Михайлович Самолет разбит.
Летчик погиб
16.09.1941 Не вернулся с боевого задания – по неустановленной причине над Одессой загорелся двигатель самолета летчик 5-й авиаэскадрильи, старший лейтенант Капитунов Владимир Гаврилович Самолет разбит.
Летчик ранен
19.09.1941 Сбит в воздушном бою в районе Перекоп при выполнении боевого задания по сопровождению штурмовиков. Выпрыгнул с парашютом летчик 5-й авиаэскадрильи, лейтенант Щеглов Николай Матвеевич Самолет разбит.
Летчик ранен
25.09.1941 Сбит в воздушном бою.
Из книги Мирослава Морозова "Воздушная битва за Севастополь. 1941-1942":
«25 сентября советские ВВС осуществили над перешейком 97 самолёто-вылетов (в том числе 41 Фрайдорфская авиагруппа). Основные события развернулись во второй половине дня, когда участие в воздушных ударах приняли бомбардировщики ВВС Черноморского флота.
В 13:24 пятёрка Пе-2 бомбила войска врага у "Червонного чабана", а в 13:30 тройка возле батареи у Второ-Константиновки. В их прикрытии находились 14 И-16 и Як-1, которые вели ожесточённый бой с большой группой Ме-109 из III/JG 77. В результате пилот И-16 Васильев доложил об одном сбитом Ме-109, пара на "Яках" – Авдеев и Аллахвердов – о другом. Лётчики Петухов и Борисов повредили по одному истребителю, но был сбит Як-1 лейтенанта Филатова. Пилота считали пропавшим без вести, но вечером он вошёл в столовую именно в тот момент, когда боевые друзья из 5-й эскадрильи как раз собрались выпить на его поминках!»
летчик 5-й авиаэскадрильи, лейтенант Филатов Григорий Васильевич Самолет разбит.
Летчик жив
09.10.1941 Сбит в воздушном бою в районе Каркинитского залива.
Из книги Авдеева М.В. «У самого Черного моря»:
«Врид командира 5 АЭ 32 АП
Ст. лейтенанту Авдееву.
9.10.41 в 15–28 мл. лейтенант Аллахвердов – ведущий я и мл. лейтенант Колесников – ведомые, на самолетах Як-1 вылетели на сопровождение бомбардировщиков в район Григорьевки. Шли маршрутом Тагайлы– Григорьевка на Н до 3000 метров. Прибыли на цель в 15–40. Во время бомбометания прикрывали группу бомбардировщиков. После выполнения задания сопровождали на обратном пути. В р-не Ишунь пилот мл. лейтенант Колесников отстал и больше я его не видел. К-р звена т. Аллахвердов подал сигнал подойти ближе. В это время нас обстреляли ЗА пр-ка. Пристроившись к к-ру зв. на Н-3000 м, я почувствовал в 15–52 попадание снаряда ЗА по правой плоскости. Мл. л-т Аллахвердов сделал левый переворот, а я стал разворачиваться вправо. При развороте со стороны солнца меня атаковал 1 Me-109. Попал по левой плоскости: самолет загорелся. Я пошел на снижение в направлении на свою территорию. Меня прикрывал подполковник Юмашев на с-те Як-1. Я произвел посадку на горящем с-те в 16.45 в районе Мунус-Татарский на брюхо. Самолет сгорел, сам имею легкие ушибы правой стороны: руки, ноги и спины. После посадки я видел, как 3 Me-109 гнался за ком. звена Аллахвердовым на бреющем полете. В районе Кир-Актачи зажгли его, он сделал горку, свалился на крыло и врезался в землю. Летчик и самолет сгорели.
10.10.41 Пилот 5АЭ 32 серж. Николаев»
командир звена 5-й авиаэскадрильи, младший лейтенант Аллахвердов Аршак Ашатурович Самолет сгорел.
Летчик погиб
09.10.1941 Подбит в воздушном бою. Совершил вынужденную посадку на своей территории.
Из воспоминаний бывшего авиамеханика 32-го ИАП П.П. Макарова:
«Без потерь не обходился ни один лётный день. 9 октября 1941 года был подбит самолёт командира эскадрильи Любимова. Вместе со своим заместителем Михаилом Васильевичем Авдеевым он прикрывал девятку Пе-2, вылетевших на бомбардировку аэродрома в тылу врага. Их сопровождала также группа истребителей ЛаГГ-3, но при пересечении линии фронта эта группа была связана боем с "Мессерами". Сопровождать "Пешки" пошла только пара "Яка" - Любимов и Авдеев. Наши лётчики успешно выполнили задание. На обратном пути их атаковала большая группа Mе-109. Силы были неравными: на каждый наш "Як" приходилось по 5 "Мессеров". В ожесточённом бою вражеским снарядом был повреждён мотор самолёта Любимова, а сам он тяжело ранен. Осколки искромсали правую ногу, пули стегнули по рукам и вскользь - по голове, кровь заливала глаза. Пара "Мессеров" бросилась его добивать. Любимов развернулся и пошёл в лобовую. Немецкие пилоты струсили и отвернули. Истекающий кровью комэск продолжал прикрывать бомбардировщиков до тех пор, пока они не дотянули до своей территории.
Внизу был Сиваш, а за ним ровная крымская степь. Превозмогая боль, Иван Степанович произвёл вынужденную посадку южнее речки Ишуни. С трудом выбравшись из кабины, он лёг под плоскость и задрал вверх правую ногу, чтобы уменьшить кровотечение.
Однако немцы не оставили раненого в покое. Нарастающий шум моторов перерос в вой пикирующих "Мессеров". Дёрнуло и будто огнём обожгло левую, ещё здоровую ногу - это снарядом отрубило голень. От ужаса и боли он закричал. Вражеские самолёты пошли на второй круг. Любимов заполз под защиту мотора, откуда лилось горячее масло, смешиваясь с кровью. Расстрел продолжался 20 минут. Он плохо помнит, когда и почему "Мессеры" удалились: то ли патроны кончились; то ли посчитали, что прикончили свою жертву. Перед тем как впасть в забытие, он ещё успел перетянуть жгутами и закутать в кожанное пальто искалеченные ноги...
Очнулся он ночью. Поблизости ни огонька, ни жилища. Любимов несколько раз выстрелил из пистолета. Ночная тишина взорвалась и вновь сомкнулась над ним. Но вот послышался цокот копыт и скрип колёс. К самолёту подъехала арба. Спасителем Любимова стал местный подросток Петя Зосимович - он вёз 2 мешка овса в деревню, где находилась санчасть. Поднять, потерявшего много крови, лётчика наверх мальчонка не сумел - не хватило сил. Пришлось ему ехать за подмогой...
Потом Любимова доставили в севастопольский госпиталь.»
командир авиаэскадрильи, капитан Любимов Иван Степанович Самолет разбит.
Летчик ранен
14.10.1941 Катастрофа в районе Альма при перелете Одесса-Крым по плохим метеоусловиям (дождь, темнота).
По другим данным: 15.09.1941 года не вернулся с боевого задания
лейтенант Шевченко Виктор Ильич Самолет разбит.
Летчик погиб
15.10.1941 Утром над аэродромом «Тагайлы» (Крым) показалась группа «юнкерсов». На ее перехват была поднята дежурная пара Як-1. Григорий Филатов занял позицию на хвосте «юнкерса», но был сбит неожиданно налетевшими Bf-109 летчик 5-й авиаэскадрильи, лейтенант Филатов Григорий Васильевич Самолет разбит.
Летчик погиб
30.10.1941 Скапотировал при посадке на аэродром Тагайлы (грязный аэродром) летчик 5-й авиаэскадрильи, старший лейтенант Капитунов Владимир Гаврилович Самолет разбит.
Летчик жив
31.10.1941 Сбит в воздушном бою во время разведывательного полета в районе м. Эльзас летчик 5-й авиаэскадрильи, сержант Тихонов Федор Степанович Самолет разбит.
Летчик погиб
23.09.1942 Во время ведения воздушного боя с немецкими бомбардировщиками Ju-88 над Туапсе сбит прямым попаданием снаряда нашей зенитной артиллерии.
Те, кто наблюдали бой с земли, впоследствии вспоминали, как советский истребитель, набрав высоту, снова спикировал и зашел в хвост немецкому бомбардировщику, готовясь открыть огонь на поражение, — рассказывает Феоктистов. — Не долетев 50-60 метров до врага, «ястребок» внезапно попал в рой трассирующих снарядов. Прямым попаданием зенитного снаряда в правую плоскость оторвало половину крыла. Самолет перешел в беспорядочное падение и упал вместе с летчиком на выезде из города в горах, в районе санатория «Медсантруд» (ныне «Весна»).
Благодаря заметке в газете «Туапсинские вести» от 19.02.2015 года, удалось установить достоверность места падения истребителя Як-1, на котором погиб командир 32 ИАП ВВС ЧФ Павлов Н.З.
В результате поисков удалось найти обломки самолёта, полукольцо от парашюта, фрагмент пристяжной системы с обломком кресла пилота, фрагмент костных останков, предположительной от берцовой кости, летчика
командир полка, подполковник Павлов Наум Захарович Самолет разбит.
Летчик погиб