Я-19 (№ 19, изделие 19) – пассажирский вариант УТ-3.

Самолет представлял собой сочетание крыла, оперения, мотоустановки и шасси УТ-3 с новым фюзеляжем. Пилотскую кабину сместили вперед, а штурманскую заменили коротким коком.

Построен на заводе № 115 под руководством О.К. Антонова в конце 1938 года.

Заводские испытания проводил летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский.

Государственные испытания в НИИ ГВФ проходили 18-26 октября 1939 года (ведущий летчик-испытатель Э.И. Шварц, ведущий инженер Г.А. Муратов). Кроме того, на самолете летали Б.П. Кондратьев, А.А. Колосов и С.А. Табаровский.
Всего было совершено 32 полета, налет составил более 14 часов.
В отчете по государственным испытаниям отмечалось, что самолет прост в технике пилотирования, прост в техническом обслуживании и ремонте; по своим летным данным и эксплуатационным качествам удовлетворяет потребностям республиканских линий ГВФ, а также может быть использован на отдельных участках магистралей для замены самолетов «Сталь-3» и «К-5» и, кроме того, в качестве санитарного.
Из недостатков указывали на некоторую затянутость взлета, объяснявшуюся тем, что моторы МВ-6 из-за ограничения наддува не развивали полную мощность. Вторым существенным дефектом оказалось ухудшение путевой устойчивости при полной загрузке, вызванное смещением центровки назад (31,3-32,5 % САХ). Недостатками для пассажирской машины являлись и отсутствие отопления, тепло- и звукоизоляции кабины. Также самолет был несколько перетяжелен.
Но все эти недостатки были признаны не принципиальными.
Испытания Я-19 успешно прошел.
«Самолет Я-19 по своим летным данным и эксплуатационным качествам в пассажирском варианте удовлетворяет потребностям республиканских линий ГВФ и может быть использован на отдельных участках магистралей для замены самолетов СТ-3 и К-5.»

Гражданская авиация возлагала на Я-19 большие надежды.
Начальник ГУ ГВФ В.С. Молоков планировал использовать самолет для регулярных рейсов на коротких линиях (Казань-Свердловск, Свердловск-Омск, Одесса-Харьков, Киев-Херсон, Сталино-Ворошиловград).
На серийных Я-19 предполагалось внедрить винты изменяемого шага и радиоприемник В-3 для полета по радиомаякам.
Особо отмечалось, что Я-19 обеспечен базой для серийной постройки, и его серийное производство фактически освоено выпуском самолета Я-17 (УТ-3).
«Авиационная газета» в ноябре 1939 года расписывала достоинства Я-19: «К услугам пассажиров комфортабельная кабина, обитая мягкой тканью, очень напоминающая кабину... автомашины ЗИС-101».

Но в предвоенной обстановке, когда было прекращено производство УТ-3, выпуск Я-19 не мог быть осуществлен и самолет остался в единственном экземпляре.

Фотогалерея

1939 год

Я-19 – санитарный вариант (проект).

Для ВВС предлагался санитарный вариант Я-19.

В октябре 1939 года был построен его полноразмерный макет.
Самолет должен был брать двоих раненых на носилках, одного сидячего и одного медработника. Носилки устанавливались в два яруса вместо трех сидений справа. Дверь увеличили и придали ей трапециевидную форму.
Макет был одобрен комиссией, предложившей строить унифицированный вариант, легко переоборудуемый из пассажирского в санитарный.

Компоновка санитарного варианта АИР-19

Но планам сбыться не удалось, так как условием серийного производства Я-19 являлся массовый выпуск базового УТ-3.

Вернуться на страницу поршневых самолетов