П («пассажирский») - проект

Проект 6-местного пассажирского высокоплана смешанной конструкции с двигателем М-26 в 300 л.с.
В различных документах обозначался как ВВА-5, П, П-5, Проект-5, АИР-6.

Это первый проект пассажирского самолета у А.С. Яковлева.
Проект не был реализован, но послужил основой для создания в 1931 году четырехместного АИР-5 с двигателем Райт и в 1934 году - четырех-пятиместного АИР-5 с двигателем М-48.

Cамолет был задуман в 1930 году.
При проектировании основной идеей было желание создать машину, не уступающую по летным качествам классическому Юнкерсу F-13 и превосходящую его по простоте и дешевизне производства благодаря применению в конструкции недорогих отечественных материалов.
Замысел и расчетные характеристики самолета отражены в объяснительной записке А.С. Яковлева от 01.11.1930 года.
По заданию был предусмотрен советский двигатель М-26. Экипаж – 2 человека, коммерческая нагрузка – 360 кг, состоящая из 4-х пассажиров по 80 кг и 40 кг багажа. Запас топлива – на шесть часов.
Многие части и детали самолета, хорошо проявившие себя на авиетках АИР, предполагалось взять почти без изменений. Например, легкая и весьма простая конструкция крыла АИР-4, шасси и др.
Всю конструкцию предполагалось осуществить в максимально простом оформлении. В разобранном состоянии со сложенным крылом самолет вполне мог уместиться на железнодорожной платформе. Сборка и подготовка к полету из разобранного состояния должна была занимать всего 2 часа.

Было отработано четыре варианта машины, но проект не был реализован, так как серийно производился самолет "Сталь-2" А.И. Путилова аналогичного назначения с тем же двигателем и параллельный выпуск двух однотипных самолетов был признан нецелесообразным.

Вернуться на страницу поршневых самолетов