АИР-18 (№ 18).

Летом 1936 года, группу советских авиационных инженеров командировали во Францию для ознакомления со скоростными самолетами «Кодрон» и закупки лучших из них вместе с лицензией на производство моторов фирмы «Рено». На базе двух-трех типов машин предполагалось разработать учебно-тренировочный истребитель, а также легкую гоночную машину.
К началу 1937 года французские двигатели «Бенгали-4» и «Бенгали-6» (номер соответствует числу цилиндров) были у нас изучены, и на заводе № 26 в Рыбинске началось их производство. К середине того же года их выпускали малыми сериями.
Наиболее подходящими для спортивной авиации признали двигатели, получившие наши обозначения МВ-4 и МВ-6.

В 1937 году Осоавиахим СССР объявил свободный конкурс на проектирование и постройку специальных спортивно-гоночных самолетов. Были подготовлены технические требования и рекомендации. Желательное условие – исполнение машин в одноместном варианте. Энтузиастам предоставили реальную возможность воспользоваться двигателями МВ-4 и МВ-6.
Откликнулись многие авиаконструкторы: В.Н. Беляев, М.Р. Бисноват, А.А. Дубровин, В.К. Грибовский, А.С. Москалев, Д.А. Ромейко-Гурко, Л.И. Сутугин, Б.И. Черановский, А.С. Яковлев и другие. Каждый из участников конкурса с разрывом в полгода-год представил технической комиссии Осоавиахима свой проект. Одобренные проекты заложили в производстве на нескольких предприятиях страны при материальной поддержке Осоавиахима.

А.С. Яковлев оперативно переделал УТ-1 под мотор МВ-4.
Использование во многом отработанной конструкции прототипа ускорило создание новой машины на всех стадиях их освоения.
Машина, получившая наименование АИР-18 (№ 18), в ОКБ А.С. Яковлева была третьей по счету с двигателем МВ-4.
Кроме замены двигателя самолет получил новую закрытую прозрачным обтекаемым фонарем кабину (по типу остекления самолетов «Кодрон») и убирающее шасси. Для хорошего обзора из кабины ее борта сделали прозрачными, занимающими чуть не половину высоты корпуса.

Летом 1937 года постройка самолета была закончена.
09.08.1937 года машина совершила первый полет (летчик Ю.И. Пионтковсий).

Испытания самолета дали отличные результаты – более мощный двигатель и улучшенная аэродинамика позволили развить максимальную скорость на 70 км/ч – больше, чем у УТ-1. Летчику Ю.И. Пионтковскому удалось достичь на этой машине скорости в 300 км/ч, что по тому времени было большим достижением.
Дальность полета АИР-18 по сравнению с УТ-1 снизилась из-за упразднения крыльевых бензобаков в пользу убираемого шасси, но на главное назначение аппарата это не повлияло.

Хорошие летные характеристики самолета позволили Яковлеву заявить АИР-18 на авиационные гонки Осоавиахима, запланированные на лето 1941 года. К сожалению, начало Великой Отечественной помешало этим планам.

Всего было изготовлено три экземпляра АИР-18, один из них, по данным В.Б. Шаврова, был установлен на поплавковое шасси.

Судьба самолетов неизвестна.

Фотогалерея

1937 год

Вернуться на страницу поршневых самолетов