АИР-16.

Легкий многоцелевой самолет АИР-16 по схеме и внешнему виду повторял АИР-11 и представлял собой его дальнейшее развитие с четырехместной с закрытой кабиной, модифицированным крылом и с двигателем Renault Bengali 6 в 220 л.с.
Ведущим конструктором самолета был В. Котов, впоследствии его сменил Е.Г. Адлер.

Самолет был построен в 1937 году, однако так и не был доведен до летного состояния.
В качестве причины В.Б. Шавров указывал на отсутствие двигателя.
Е.Г. Адлер утверждал, что причиной были допущенные конструктором В. Котовым ошибки проектирования. В своих мемуарах Адлер вспоминал:
"В качестве ведущего инженера попробовал свои силы еще один очень энергичный инженер, Владимир Котов, но, не обладая необходимой эрудицией, он столько "напахал", что Яковлев был вынужден освободить его от "шестнадцатой", а незаконченный самолет передал доделывать мне. Володя столько "болезней" загнал внутрь, что и я не справился с запоздалым "лечением". Ограничившись доводкой самолета лишь до выставочного состояния, когда даже винт на самолете был установлен правого вращения, в то время, как мотор имел левое, я оказался соучастником постройки первого самолета Яковлева, который так никуда и не полетел."
Однако, поскольку самолет разрабатывался на основе удачного АИР-11 без кардинальных изменений, вряд ли ошибки были неустранимыми.
Учитывая известную требовательность А.С. Яковлева к своим сотрудникам, подобное равнодушие с его стороны к судьбе машины и отсутствие дальнейших попыток построения многоместного самолета по этой схеме можно объяснить утратой интереса к этой ветви развития исходной схемы АИР-9 и концентрации усилий на более перспективной ветви АИР-9 – АИР-10 – № 20 – УТ-2.

Самолет был выведен на аэродром, но в полет не выпускался из-за отсутствия двигателя.

Изготовлен в одном экземпляре.

Фотогалерея

1937 год

Вернуться на страницу поршневых самолетов