Вертолет Як ВВП-6 (проект)

Проект ракетно-зенитного вертолета, который мог быть грозным оружием противовоздушной обороны, разрабатывался в середине 1960-х годов.

Согласно проекту, предлагалось создание вертолета, который мог сбивать тяжелые самолеты противника. При этом он должен был атаковать неприятеля ракетами из зенитного комплекса С-75. Шесть ракет вместе с пусковыми установками предлагалось размещать прямо на планере вертолета. По сути, ВВП-6 был даже не вертолетом, а некой платформой по перевозке ракетно-зенитных комплексов или летающей ракетной базой.

Специфические задачи сказались на облике вертолета. По своей архитектуре и компоновке он заметно отличался от других винтокрылых машин.
Основой планера ВВП-6 являлся фюзеляж необычного вида. Макет показывает, что он должен был иметь большое удлинение. На большей части длины сохранялось одинаковое сечение, близкое к прямоугольному. Планируемая длина фюзеляжа должна была составить порядка 50 метров, а ширина минимум 6 метров. В носовой части машины помещалась кабина пилотов с характерным «балконом» фонаря. Внутри фюзеляжа могли находиться топливные баки и какая-либо нагрузка. В частности, в источниках упоминается возможность размещения внутри машины дополнительного боекомплекта.
В носовой, центральной и хвостовой частях фюзеляжа разместили три крыла. Возможно, в горизонтальном полете крылья должны были создавать существенную подъемную силу и частично разгружать винты.
Для получения нужной грузоподъемности внутри крыла и на его поверхности планировалось поместить шесть самостоятельных винтомоторных групп. Под каждым полукрылом находилось два пилона, на которых размещалось по два турбовальных двигателя и редуктор, обеспечивавший привод шестилопастного винта. Какой тип двигателя предлагался для использования – неизвестно. Длина лопастей несущего винта была подобрана так, чтобы ометаемый диск не перекрывал проекцию фюзеляжа и не угрожал полезной нагрузке.
Под передним и задним крылом располагались убираемые опоры шасси. Предусматривалось использование четырех опор, по две на каждом борту. Вероятно, в полете они могли убираться в ниши фюзеляжа.
Верхняя часть фюзеляжа была выполнена в виде плоской прямоугольной площадки с бортами. На такой площадке – на одной линии с крыльями – предлагалось монтировать пусковые установки для ракет. Между парой полукрыльев помещались две подъемные направляющие с ракетой на каждой. Таким образом, вертолет мог перевозить и запускать шесть ракет ЗРК С-75. Предусматривалось применение ракет модификаций В-750 и В-755.
В зависимости от типа установленных ракет и режима работы средств наведения, вертолет ВВП-6 мог поражать аэродинамические цели на дальностях до 20-25 или 40-45 км и высотах от 3 до 30 км. Для уничтожения цели использовалась осколочно-фугасная боевая часть массой 190 кг. Ракеты В-750 и В-755 оснащались радиокомандной системой управления.
В некоторых источниках утверждается, что в целевую нагрузку ВВП-6 могли входить также дополнительный боекомплект, радиолокационная станция и приборы управления стрельбой. К сожалению, фотография макета не позволяет понять, где и как могли размещаться все эти изделия.

Концепция вертолета противовоздушной обороны, вооруженного зенитными ракетами и оснащенного необходимыми приборами управления, могла представлять интерес для военных. Винтокрылая машина по типу ВВП-6 в теории давала армии особые возможности, а вместе с ними и преимущество перед вероятным противником.
Главным преимуществом ВВП-6 оказывалась высокая мобильность. В этом отношении вертолет с ракетами наголову превосходил все существующие и перспективные ЗРК традиционного облика. Нетрудно представить, как быстро вертолет мог бы выйти на указанную позицию и насколько обогнать ЗРК С-75 на штатных машинах.
Ценой разумного увеличения размеров и массы вертолета можно было получить существенный боекомплект, готовый к применению. Кроме того, имелись возможности для перевозки дополнительных ракет. Таким образом, по своим огневым качествам вертолетное звено в составе нескольких машин оказывалось заменой наземной зенитной батарее.
Немаловажным преимуществом проекта ВВП-6 являлась унификация с существующим ЗРК по боеприпасам. Проект предусматривал применение ракет В-750 и В-755, использовавшихся многочисленными комплексами С-75. Таким образом, при строительстве и развертывании перспективного вертолетного комплекса не требовались разработка и выпуск специальных ракет под него.

Впрочем, проект имел целый ряд проблем разного рода.
Главная – излишняя сложность. Предлагаемая машина отличалась большими размерами и массой, которые требовали использовать 6 винтомоторных групп – своеобразный рекорд среди проектов отечественной разработки. Проектирование подобной машины являлось крайне сложной задачей в техническом и технологическом отношении.
Имелись и проблемы тактического характера. Мобильный ЗРК на базе вертолета, отличаясь высокими боевыми качествами, обязательно станет приоритетной целью для противника. Авиация и артиллерия должны были принимать все необходимые меры для обнаружения и уничтожения ВВП-6 в полете или на позиции. При этом в подавлении вертолетной ПВО могли участвовать и зенитные средства противника.
Плотная укладка ракет на фюзеляже вертолета ВВП-6 приводила к характерной проблеме. Она не позволяла использовать пусковые установки с большими углами горизонтальной наводки. Из-за этого могли возникать проблемы с предварительным наведением и захватом цели. Для поворота ракет на сравнительно большие углы требовался поворот всей машины – не самая простая операция, требующая взлета.
Транспортировка части боекомплекта внутри фюзеляжа ставила перед конструкторами новую задачу. Требовалось оснастить вертолет некими встроенными средствами перегрузки ракет на пусковые установки.

Таким образом, предложенный вертолет-носитель зенитных ракет ВВП-6 имел как характерные преимущества, так и существенные недостатки. Гипотетически он мог эффективно решать свои боевые задачи, но при этом оказывался крайне сложным.

В результате военные посчитали оригинальный проект бесперспективным и легко уязвимым с точки зрения реального применения.
ОКБ А.С. Яковлева не получило заказ на его дальнейшее развитие, и проект отправился в архив.

Возврат на главную страницу "Вертолеты"