АИР-9бис

Спроектирован и построен в 1935 году на основе АИР-9 с незначительными изменениями.

АИР-9бис отличался треугольной формой козырька и кольцом Тауненда (обтекателем) на двигателе (потом кольцо сняли).

В 1935 году проходил государственные испытания в НИИ ГВФ (летчик-испытатель В.П. Васянин).

Осенью 1935 года АИР-9 участвовал в массовом перелете учебно-спортивных самолетов, организованном Центральным советом Осоавиахима, редакцией «Правды», ЦК Комсомола, Аэрофлотом и «Авиовнито».
Стартовав с московского аэродрома Тушино 40 легкомоторных самолетов должны были пролететь 5500 км. Были намечены пункты остановок, где самолёты должны были дозаправить, провести технический осмотр с устранением выявленных неполадок. На плане перелёта были обозначены эти пункты: Москва – Горький (Нижний Новгород) – Казань – Сарапуль – Пермь – Свердловск (Екатеринбург) – Челябинск – Магнитогорск – Оренбург – Куйбышев (Самара) – Саратов – Сталинград (Волгоград) – Луганск – Сталино (Донецк) – Днепропетровск – Киев – Брянск (Бежица) – Москва.

Участвующие в перелете самолеты были поделены на 4 группы:
- первая группа: новые экспериментальные машины,
- вторая группа: ранее испытанные легкие самолеты АИР-6 («воздушные форды»),
- третья и четвертая группы: учебные машины У-2.

В авиаперелете участвовали как старые зарекомендовавшие себя самолеты У-2 и АИР-6, так и новые.
Среди новых были:
- самолеты АИР-9, АИР-9биc и АИР-10 конструктора А.С. Яковлева;
- спортивные самолеты Г-10, Г-15 и Г-20 конструктора В.К. Грибовского;
- новые самолеты оригинальной конструкции ЛК-1 и ЛК-4 Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота;
- самолеты КАИ конструкции инженера З.И. Ицковича (Татреспублика);
- самолеты «Авиовнито-1» и АТ-1 московского авиатехникума;
- самолет НВ-2 конструкции В.В. Никитина;
- самолеты САМ-5 и САМ-5бис конструкции А.С. Москалева.


Перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 года.

Всесоюзный перелет сопровождали спецкоры «Правды» (Шталь), «Известий» (Осипов), корреспонденты «Комсомольской правы», «За индустриализацию», «Красной звезды» и «На страже». Корреспондентский корпус летел на комфортабельном многоместном самолете «Сталь-3».

Журнал «Самолет» напечатал «Дневник перелета»:
«…Старт самолетам был дан утром 2 сентября. Первым стартует двухмоторный КАИ-1 Казанского авиационного института, затем опытные конструкции легких самолетов Г-20, Г-15, АИР-10 (УТ-2), Авиавнито-1, АИР-9 и другие, звено АИР-6 и два отряда самолетов У-2. Вслед за ними уходит санитарная машина П-5 с начальником перелета т. Гельфером и пассажирский самолет Сталь-3 с группой журналистов. Образцово организованный старт занял всего 48 минут. В Горький прибыло 33 самолета, которые, пополнив баки горючим, вылетели в Казань. На этом этапе имел вынужденную посадку и потерпел аварию самолет АИР-9.»

В октябре 1935 года демонстрировался на Миланской авиационной выставке.

04.07.1937 года на АИР-9бис летчицы Ирина Вишневская и Екатерина Медникова установили женский международный рекорд для легких самолетов 1-й категории. Они достигли высоты 6518 м.

Построен в одном экземпляре.

Дальнейшая судьба самолета не установлена.

Фотогалерея

1935 год

Вернуться на страницу поршневых самолетов