АИР-9

Начало 30-х годов характерно большими успехами в области легких самолетов почти во всех странах. Сильно возросли скорости, превысившие 300 км/ч. Росла мощность двигателей, улучшались взлетные возможности самолетов.
Вопросы дальнейшего улучшения летных и эксплуатационных показателей легких самолетов неоднократно обсуждались на заседаниях «Авиавнито» – добровльного авиационного всесоюзного научно-инженерного технического общества. От самолета требовались устойчивость на всех режимах полета, диапазон (отношение) скоростей – не ниже 4, посадка на пашню при боковом ветре, планирование на крутых углах с минимальной скоростью. Кроме того, самолет должен был допускать возможность эксплуатации и ремонта его в условиях небольших мастерских и машинно-тракторных станций.

13.03.1934 года «Авиавнито» объявило конкурс на создание двухместного самолета с двигателем М-11 и с закрытой кабиной. Нагрузка – 290 кг; скорости: максимальная – 180 км/ч, посадочная – 45 км/ч; дальность полета 600 км.

На конкурс был представлен ряд проектов: АИР-9, «Анито-1», ЛК-1, АТ-1 и ВВА-13.

Первоначально проект самолета А.С. Яковлева – двухместный низкоплан с двигателем М-11 – был представлен на конкурс безопасных самолетов, поэтому на крыле были добавлены автоматические предкрылки. Этот проект 1933 года не был осуществлен. В 1934 году его переделали в АИР-9, в котором кабина была закрыта общим прозрачным фонарем.
По внешнему виду АИР-9 очень напоминал АИР-7, но был меньше по размерам. На этом самолете конструктор отказался от подкосов и расчалок на крыле – моноплан стал свободнонесущим. В конструкции было применено много новых технологических решений. Каркас фюзеляжа – сварной из мягких стальных труб, оперение – дуралюминовое, крыло – деревянное, обшитое фанерой по носку сверху до заднего, снизу – до переднего лонжеронов, с посадочными щитками, обшивка везде полотняная. Кабины закрытые.

Постройка самолета была завершена осенью 1934 года.
Первый полет на АИР-9 был совершен 02.10.1934 года (летчик Ю.И. Пионтковский).


Заводские испытания. Москва, Центральный аэродром.

Вскоре АИР-9 демонстрировался на Парижской авиационной выставке, проходившей с 16 ноября по 2 декабря 1934 года. Самолет был признан одним из лучших в своем классе.


Международная авиационная выставка. Париж.


Москва, Центральный аэродром. 1935 год.

Осенью 1935 года АИР-9 участвовал в массовом перелете учебно-спортивных самолетов, организованном Центральным советом Осоавиахима, редакцией «Правды», ЦК Комсомола, Аэрофлотом и «Авиовнито».
Стартовав с московского аэродрома Тушино 40 легкомоторных самолетов должны были пролететь 5500 км. Были намечены пункты остановок, где самолёты должны были дозаправить, провести технический осмотр с устранением выявленных неполадок. На плане перелёта были обозначены эти пункты: Москва – Горький (Нижний Новгород) – Казань – Сарапуль – Пермь – Свердловск (Екатеринбург) – Челябинск – Магнитогорск – Оренбург – Куйбышев (Самара) – Саратов – Сталинград (Волгоград) – Луганск – Сталино (Донецк) – Днепропетровск – Киев – Брянск (Бежица) – Москва.

Участвующие в перелете самолеты были поделены на 4 группы:
- первая группа: новые экспериментальные машины,
- вторая группа: ранее испытанные легкие самолеты АИР-6 («воздушные форды»),
- третья и четвертая группы: учебные машины У-2.

В авиаперелете участвовали как старые зарекомендовавшие себя самолеты У-2 и АИР-6, так и новые.
Среди новых были:
- самолеты АИР-9, АИР-9биc и АИР-10 конструктора А.С. Яковлева;
- спортивные самолеты Г-10, Г-15 и Г-20 конструктора В.К. Грибовского;
- новые самолеты оригинальной конструкции ЛК-1 и ЛК-4 Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота;
- самолеты КАИ конструкции инженера З.И. Ицковича (Татреспублика);
- самолеты «Авиовнито-1» и АТ-1 московского авиатехникума;
- самолет НВ-2 конструкции В.В. Никитина;
- самолеты САМ-5 и САМ-5бис конструкции А.С. Москалева.

Всесоюзный перелет сопровождали спецкоры «Правды» (Шталь), «Известий» (Осипов), корреспонденты «Комсомольской правы», «За индустриализацию», «Красной звезды» и «На страже». Корреспондентский корпус летел на комфортабельном многоместном самолете «Сталь-3».

Журнал «Самолет» напечатал «Дневник перелета»:
«…Старт самолетам был дан утром 2 сентября. Первым стартует двухмоторный КАИ-1 Казанского авиационного института, затем опытные конструкции легких самолетов Г-20, Г-15, АИР-10 (УТ-2), Авиавнито-1, АИР-9 и другие, звено АИР-6 и два отряда самолетов У-2. Вслед за ними уходит санитарная машина П-5 с начальником перелета т. Гельфером и пассажирский самолет Сталь-3 с группой журналистов. Образцово организованный старт занял всего 48 минут. В Горький прибыло 33 самолета, которые, пополнив баки горючим, вылетели в Казань. На этом этапе имел вынужденную посадку и потерпел аварию самолет АИР-9.»
Далее АИР-9 в перелете не участвовал.


Перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 года.

Построен в одном экземпляре.

Дальнейшая судьба самолета не установлена.

Фотогалерея

1934 год
1935 год

Вернуться на страницу поршневых самолетов