Как правило, в СССР не строились самолеты специально для установления рекордов, однако АИР-12 – одно из редких исключений.
Эта двухместная гоночная машина предназначалась для дальних рекордных перелетов.
Вся конструкция самолета была предельно облегчена для достижения наилучших результатов. Самолет имел убирающееся в полете в центроплан шасси с баллонными колесами, стреловидное по передней кромке и прямое по задней кромке крыло.
Постройка самолета была завершена в июле 1936 года.
27.07.1936 года состоялся первый полет (летчик Ю.И. Пионтковский).
В ходе заводских испытаний 21.09.1936 года Ю.И. Пионтковский выполнил на нем рекордный беспосадочный перелет Москва – Севастополь – Харьков дальностью около 2000 км за 10 часов 45 минут летного времени.
24.07.1937 года состоялись скоростные гонки спортивных самолетов на кубок и призы ЦК ВЛКСМ, организованные Центральным аэроклубом по правилам ФАИ.
Маршрут Москва (Тушино) – Харьков – Запорожье – Севастополь (Кача) – Запорожье – Харьков – Орел – Москва (Тушино). Общая протяженность - 2815 км.
В гонках приняло участие 19 самолетов конструкции А.С. Яковлева, В.К. Грибовского и А.С. Москалева. Девять самолетов – конструкции А.С. Яковлева.
Из воспоминаний конструктора А.С. Москалева, приведенных в книге «Голубая спираль»: «Почему-то для гонок выбрали на удивление плохую погоду, которая стояла почти по всей трассе полета. Рваные низкие облака, сильный шквалистый ветер и ливневые дожди.
24 июля 1937 года в 4 часа утра начались гонки легкомоторных самолетов, главным образом, с моторами М-11 и только два самолета Яковлева были с моторами Рено.
Вне принятых правил гонок шли самолеты САМ-5 2 бис, АИР-12 бис и "Электронная" машина А.Л. Гиммельфарба ЭМАИ-1, пилотируемая летчиком Жуковым.
Стали ждать сообщений с трассы. Яковлев разложил график перелета своих самолетов, в котором стал отмечать движение машин по трассе … и вдруг сообщение, что у города Джанкоя на самолете АИР-12бис вырвало цилиндр в моторе М-11, и самолет сделал вынужденную посадку.»
24.10.1937 года на самолете АИР-12 с двигателем М-11E в 150 л.с. летчица В.С. Гризодубова и штурман М.М. Раскова выполнили перелет Москва – Актюбинск, установив женский мировой рекорд дальности по прямой для легких самолётов 1-й категории – 1.444,722 км по прямой за 7 часов 26 минут.
Октябрь 1937 года.
Построен в одном экземпляре.
Дальнейшая судьба самолета не установлена.