АИР-11 (3-х местный туристический вариант АИР-10)

Постройка АИР-11 была закончена осенью 1936 года. Ведущим конструктором самолета был Е.Г. Адлер.

В ноябре 1936 года летчик Ю.И. Пионтковский совершил первый полет.


Москва, Центральный аэродром. 1936 год.

В июле 1937 года самолет успешно прошел государственные испытания (летчик-испытатель П.М. Стефановский).

06.05.1937 года АИР-11, пилотируемый Ю.И. Пионтковским, участвовал в показе новых легкомоторных спортивных самолетов на Тушинском аэродроме.


25.07.1937 года самолет, пилотируемый летчиками К. Гот-Гартом и А. Растригиным (техник – С.А. Михайлов), принимал участие в воздушных гонках по маршруту Москва – Севастополь – Москва.
Дальность перелета составила 2815 километров. Полет проходил при неблагоприятных погодных условиях.


АИР-11 во время перелета Москва–Севастополь–Москва. Экипаж – К.И. Гот-Гарт, Растригин. Июль 1937 года.

Из 19 стартовавших с Тушинского аэродрома самолетов маршрут прошли 9 машин, вернувшись в Москву в то же день. Причем полностью выдержали условия соревнования только пять самолетов, остальные самолеты, оставшиеся в пути из-за позднего времени, ночевали на различных аэродромах трассы полета.
По заключению жюри АИР-11 показал лучшие результаты среди двухместных самолетов. Его средняя скорость составила 190 км/ч.


АИР-11 на лыжах.


Самолет понравился С.В. Ильюшину и так как ему в то время часто приходилось летать на тихоходном У-2 из Москвы на завод в Воронеж, где на заводе № 18 строились его самолеты ДБ-3, он попросил А.С. Яковлева уступить ему этот самолет.
Самолет базировался на Центральном аэродроме, обслуживание выполнял механик В.В. Семенов.

21.04.1938 года в одном из таких полетов Ильюшин потерпел аварию из-за отказа в полете мотора, происшедшего по вине механика, который забыл заправить самолет маслом.
Вылет был назначен на 15 часов, однако был отложен на два часа, так как С.В. Ильюшин задержался в Верховном Совете. С ним летел пассажиром конструктор СКБ завода № 18 И.В. Жуков. В салоне они везли металлический костыль для бомбардировщика ДБ-3.
Почти сразу после взлета пришлось вернуться на аэродром, так как вышел из строя указатель скорости.
После замены прибора В.В. Семеновым, повторный вылет был выполнен только после 6 часов вечера.
Чтобы успеть в Воронеж до наступления ночи летели на максимальной скорости.
Не долетев до Воронежа 50-60 километров мотор самолета остановился вследствие перегрева. Ильюшин совершил вынужденную посадку в темноте на вспаханное поле, колеса на пробеге зарылись в землю, и машина на значительной скорости скапотировала.
И.В. Жуков вспоминал:
"Вскоре я пришел в сознание. Машина лежит на спине, мы — головами вниз. В кабине сильный запах бензина. Пытаюсь локтем открыть фонарь, глотнуть свежего воздуха. — Сергей Владимирович, выбирайтесь из машины! — кричу.
Тишина. Зашуршало. Выбирается. Встал около машины. И я выбрался."

От удара лицом о приборную доску у Ильюшина была разбита левая набровная дуга, кроме того, он получил сильные ушибы спины и позвоночника металлическим костылем. Жуков в момент аварии пробил головой фанерную обшивку кабины и получил травму головы, ушибы грудной клетки, тот же костыль ударил его по ногам.
В таком состоянии им пришлось самостоятельно добираться до Романи, где им оказали первую медицинскую помощь.

Обстоятельства аварии расследовались органами НКВД, но С.В. Ильюшин всю вину за происшествие взял на себя, т.к. могли пострадать и В.В. Семенов, и А.С. Яковлев.
Единственным последствием инцидента был приказ наркома оборонной промышленности М.М. Кагановича (по некоторым свидетельствам по указанию И.В. Сталина) о запрете всем главным конструкторам совершать самостоятельные полеты.

После аварии самолет не восстанавливался и дальнейших полетов на нем не производилось.

Серийно не строился из-за отсутствия отечественного двигателя требуемой мощности.

Изготовлен в одном экземпляре.

Фотогалерея

1936 год
1937 год
АИР-11 во время перелета Москва–Севастополь–Москва
Дата съемки не установлена

Вернуться на страницу поршневых самолетов