АИР-10

Во второй половине 30-х годов военная и гражданская авиация стали получать от авиапромышленности более скоростные самолеты.
Однако подготовка летчиков в училищах и аэроклубах велась, в основном, на тихоходных бипланах У-2, из-за чего затягивался переход с учебных машин на боевые и транспортные.
Требовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные машины.
Поэтому весьма кстати явилось создание в ОКБ А.С. Яковлева нового учебно-тренировочного самолета – моноплана с двумя открытыми кабинами, разработанного на базе АИР-9.

Постройка АИР-10 была завершена в начале июля 1935 года.
11.07.1935 года Ю.И. Пионтковский совершил первый вылет на новом самолете, который сразу показал скорость в 210 км/ч.
По словам А.С. Яковлева, Пионтковский после приземления заявил: "Вот то, что надо для подготовки летчиков современной авиации! Машина устойчива, маневренна и легка в управлении. Я предсказываю ей большое будущее."


Москва, Центральный аэродром. Июль 1935 года.

Уже на следующий день 12.07.1935 года АИР-10, пилотируемый Пионтковским, участвовал в показе легкомоторных спортивных самолетов Центрального аэроклуба для руководителей партии и правительства на Тушинском аэродроме, на котором присутствовали И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, А.В. Косарев и др.


02-09.09.1935 года АИР-10, пилотируемый Ю.И. Пионтковским, участвовал во Всесоюзном массовом перелете учебно-спортивных самолетов по маршруту: Москва – Горький – Казань – Сарапул – Пермь – Свердловск – Оренбург – Куйбышев – Саратов – Сталинград – Луганск – Сталино – Днепропетровск – Киев – Бежица – Москва.
К участию в перелете допускались самолеты, прошедшие заводской этап летных испытаний и предъявленные на государственные испытания не позднее 01.06.1935 года. Хотя АИР-10 не успели подготовить к государственным испытаниям к этому сроку, учитывая его высокие летные данные, он был допущен к перелету.
Всего в перелете участвовало 34 самолета.


Перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 года.

Весь сложный маршрут самолеты встречались с болтанкой, с сильным порывистым ветром, с дождем и низкой облачностью. К финишу из 34-х машин пришли 32.
АИР-10 с бортовым номером «30» белого цвета прибыл к финишу первым и занял первое место.


В 1936 году АИР-10 участвовал в состязаниях легких самолетов, где занял первое место.


Состязания легких самолетов. 1936 год.


В сентябре 1936 года АИР-10 предъявили на государственные испытания.

19.01.1937 года Начальник ВВС командарм 2 ранга Алкснис утвердил Отчет о проведении испытаний самолета АИР-10 с двигателем М-11:
«Отв. исполнители:
Вед. инженер и летчик в/инженер 3 ранга Липкин М.А.
Летчик – ст. лейтенант Нюхтиков М.А.
Цель испытаний:
Определение возможности применения самолета АИР-10 в качестве:
1. Тренировочного самолета для строевых частей ВВС.
2. Переходного самолета для летных школ ВВС.
3. Учебного самолета для первоначального обучения.
Заключение:
1. Рекомендовать самолет АИР-10 для серийного массового производства как хороший самолет, в качестве:
а) тренировочного самолета для строевых частей ВВС;
б) переходного самолета для летных школ ВВС;
в) самолета исполкомовской авиации и для аэроклубов.»

Также АИР-10 прошел успешно испытания на штопор, в ходе которых было выполнено 7 полетов.

В оценке НИИ ВВС отмечалось, что это хороший тренировочный самолет для ВВС, он может быть применен как для первоначального обучения взамен У-2, так и как переходной от У-2 к военным, а также как самолет связи.

Было принято решение о запуске самолета в серийное производство при условии выполнения следующих доработок:
- повысить запас прочности с 8 до 10,
- снизить посадочную скорость до 55 км/ч,
- установить закрылки и триммеры,
- предохранить переднего летчика при капотировании.
Кроме того, для облегчения освоения и удешевления производства было рекомендовано использовать цельнодеревянную конструкцию.

Однако из-за малой мощности мотора и не устранения указанных недоработок самолет не был запущен в серийное производство.


06.05.1937 года Центральным аэроклубом СССР был проведен праздник спортивной авиации.
Присутствовали видные партийные и государственные деятели: заместитель наркома оборонной промышленности М.М. Каганович, секретарь ЦК комсомола А.В. Косарев, начальник гражданского воздушного флота И.С. Уншлихт и председатель Центрального совета Осоавиахима Р.П. Эйдеман, начальник штаба ВВС Хрипин и другие. Также присутствовали многочисленные представители центральной прессы и кино.
Были показаны новые учебно-тренировочные, спортивные и туристские самолеты, среди которых особенно выделялись машины АИР-10 и УТ-1. После осмотра машин на земле они были показаны в полете.


В 1937 году АИР-10 был установлен на поплавки от АИР-6 и испытан с ними.




24.07.1937 года состоялись скоростные гонки спортивных самолетов на кубок и призы ЦК ВЛКСМ, организованные Центральным аэроклубом по правилам ФАИ. Маршрут: Москва (Тушино) – Харьков – Запорожье – Севастополь (Кача) – Запорожье – Харьков – Орел – Москва (Тушино) общей протяженностью 2815 км (2582 км по прямой).
В гонках приняло участие 19 самолетов, из них 9 самолетов – конструкции А.С. Яковлева.
Из воспоминаний конструктора А.С. Москалева, приведенных в книге «Голубая спираль»:
«Почему-то для гонок выбрали на удивление плохую погоду, которая стояла почти по всей трассе полета. Рваные низкие облака, сильный шквалистый ветер и ливневые дожди. 24 июля 1937 года в 4 часа утра начались гонки легкомоторных самолетов…
Организованы гонки были очень плохо. Из-за ливневых дождей грунтовый аэродром в Тушине раскис. Видимость была настолько скверная, что летчик Б. Н. Кудрин, летевший на самолете АИР-10 бис, заблудился и, не найдя выхода из Москвы, кое-как возвратился обратно. И все-таки самолеты один за другим уходили на юг…»



Дальнейшая судьба самолета не установлена.

Построен в одном экземпляре.

Фотогалерея

1935 год
1936 год
1937 год

Вернуться на страницу поршневых самолетов