Вертолеты

В конце 1947 года на высоком правительственном уровне постановили заказать авиационным ОКБ разработку двух- или трехместного вертолета связи.
За дело взялись ОКБ И.П. Братухина и М.Л. Миля, имеющие к этому времени богатый конструкторский и производственный опыт в области вертолетостроения. Вскоре к ним присоединилось ОКБ А.С. Яковлева.

Еще в сентябре 1944 года А.С. Яковлев, наблюдая за полетами вертолета «Омега-II», пришел к заключению, что его характеристики можно несколько улучшить. Первое документальное упоминание о «Геликоптере № 1» конструкции Яковлева относится к началу декабря 1944 года. Однако в план опытного строительства на 1945 года работы по вертолету включены не были. Несмотря на это, в марте 1946 года к производству вертолета приступило сразу несколько отделов ОКБ и 20.12.1947 года вертолет ЭГ совершил первый полет.

Далее ОКБ приступило к работе по созданию нового вертолета одновинтовой схемы Як-100.

Когда в начале 1950-х годов в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, ОКБ А.С. Яковлева не могло остаться в стороне. Всего год понадобилось на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет Як-24, опытный образец которого поднялся в воздух 03.07.1952 года.

Успех вертолета Як-24 не остался незамеченным. И в ОКБ задумались над созданием проекта еще более крупного вертолета, выполненного по этой же продольной схеме. Вскоре появился на свет проект тяжелого военно-транспортного вертолет Як-60, который по грузоподъемности мог бы посоперничать со многими военно-транспортными самолетами. Однако работы по вертолету не вышли дальше технического предложения из-за отказа ОКБ от вертолетной тематики и закрытия его Ленинградского филиала.

В середине 1960-х годов в ОКБ был разработан проект ракетно-зенитного вертолета, который мог сбивать тяжелые самолеты противника, атаковывая неприятеля ракетами зенитного комплекса С-75. Шесть ракет вместе с пусковыми установками предлагалось размещать прямо на планере вертолета.

Дальнейшего развития вертолетной тематики не последовало - ОКБ целиком переключилось на проектирование самолетов.