Вертолет Як-60 (проект)

Успех вертолета Як-24 не остался незамеченным. В конструкторском бюро задумались над созданием проекта еще более крупного вертолета, выполненного по этой же продольной схеме.
Так появился на свет проект тяжелого военно-транспортного вертолет, который по грузоподъемности мог бы посоперничать со многими военно-транспортными самолетами.

Работами по проектированию нового вертоолета, получившего обозначение Як-60, занимался Ленинградский филиал ОКБ-115 на заводе МАП № 272 под руководством главного конструктора Игоря Александровича Эрлиха.

Из эскизного проекта (архив Удалова К.Г.):
"Эскизный проект вертолета-крана с четырьмя газотурбинными дигателями Д-25В разработан филиалом ОКБ-115 Ленинградского Совнархоза по Постановлению Совета Министров Союза ССР № 207-100сс от 20 февраля 1958 года в соответствии с техническим заданием, утвержденным заместителем Главнокомандущего ВВС по опытному строительству авиационной техники и общими техническими требованиями ВВС на разработку опытных объектов авиационной техники.
Ветролет-кран предназначен для подъема и транспортировки по воздуху различных грузов и конструкций, в том числе танков, бронетранспортеров, самоходных установок, наземных радиолокационных станций, ракет и ракетного вооружения, понтонных блоков, мостовых ферм, боеприпасов и другого вооружения, мачт электропередач, буровых вышек, речных судов и других крупногабаритных народнохозяйственных грузов.
На вертолете-кране возможна перевозка грузов в грузовой кабине и не внешней подвеске.
В грузовой кабине (высота 3,5 м, ширина 3,7 м) обеспечена перевозка всех грузов длиной до 32 метров, входящих в нулевой железнодорожный габарит или 228 десантников с полный боевым снаряжением, или 176 носилочных раненых и 8 медработников.
На внешней подвеске обеспечена перевозка грузов длиной до 40 метров, шириной до 7 метров и высотой до 5 метров.
При использовании чрезвычайной мощности двигателей Д-25В 6500 л.с. максимальная грузоподъемность вертолета-крана составляет 40 тонн в грузовой кабине и 36 тонн на внешней подвеске.
При исползовании нормальной мощности двигателей Д-25В 5500 л.с. грузоподъемность вертолета-крана составляет 25 тонн в грузовой кабине и на внешней подвеске...
В проекте предусмотрено использование вертолета-крана для прокладки магистральных трубопроводов снабжения войск горючим, в качестве топливозаправщика и пассажирском варианте на 216 пассажиров.
Оборудование вертолета обеспечивает выполнение полетов днем и ночьью, включая полеты в сложных метеоусловиях.
Аэродинамическая компоновка вертоолета-крана идентична с компоновкой вертолета Як-24, что позволяет использовать в проектируемом вертолете-кране опыт постройки испытаний и доводки вертолетов Як-24 и Як-24У, особенно в вопросах управляемости и устойчивости.
Генеральный конструктор А. Яковлев.

Экипаж вертолета составлял 3-4 человека.
Габариты:
- длина – 44,6 м,
- ширина – 8,6 м,
- высота – 11,6 м.
Грузоподъемность:
- при перевозке внутри грузовой кабины – 25-40 тонн,
- при перевозке на внешней подвеске - 25-36 тонн.
Максимальная скорость - 150-230 км.час.

Однако работы по данному вертолету так и не вышли за рамки проекта и технического предложения.
Было изготовлено лишь некоторое количество макетов.

Причиной стал отказ ОКБ-115 от вертолетной тематики, а также закрытие его Ленинградского филиала с последовавшей затем переориентацией завода № 272.

Рисунки из эскизного проекта (архив Удалова К.Г.)

Вариант загрузки:

Возврат на главную страницу "Вертолеты"