Як-24. Заводской номер не установлен.

Построен на "Северном заводе" № 272 в Ленинграде.

Бортовой номер – «35» белого цвета.

Эксплуатант – ВВС СССР.

В июне 1959 года намечалось провести реставрационные работы: снятие деревянных и установку металлических ферм на крыше Екатерининского дворца в городе Пушкино Ленинградской области.
Использование башенного крана ввиду сложности его монтажа затянуло бы работы. Кроме того, мог пострадать и парк вокруг – потребовалось бы убрать часть зеленых насаждений. Решились на новшество. Тогда уже стал известен зарубежный опыт по подъему грузов с помощью вертолетов, но выполнение монтажных работ, то есть установка конструкций точно на намеченное место, не осуществлялась нигде. Для установки новых ферм строго «по месту» с заданной строителями степенью точности плюс-минус 30 мм были изготовлены переносные «ловители» – две штуки в комплекте.

Вертолет оборудовали системой внешней подвески (с вертлюгом) грузов весом до 3,5 тонн, а в контур системы управления ввели автоматический стабилизатор на режиме висения.
Работу выполняли летчик-испытатель И.С. Григорьев, бортинженер Б.М. Алеников, группу монтажников возглавлял Б.Н. Мужчинкин.

Было демонтировано 30 деревянных ферм крыши дворца весом 3200 кг каждая и осуществлен монтаж 18 металлических ферм до 2000 кг каждая.
Задание выполнили за два неполных дня, так как время демонтажа одной фермы составило 2,5-3 минуты, а монтажа – 4-4,5 минуты, что, в свою очередь, дало значительный экономический эффект.
Методика замены ферм отрабатывалась на специально построенном в ЛИСе филиала ОКБ-115 макете части крыши дворца.

В июле 1959 года вертолет принимал участие в прокладке трубопровода Серпухов-Ленинград, укладывая трубы на заболоченных труднодоступных для наземной техники участках.
С помощью вертолета труб укладывались с помощью тяжелых бетонных захватов, прижимавших трубы к дну заболоченного участка трассы и не позволявших им всплывать.
Работу по фиксации труб выполняли летчик-испытатель А.А. Артамонов и бортинженер Б.Н. Алеников.

Дальнейшая судьба вертолета неизвестна.

Фотогалерея

Як-24. Бортовой номер «35». Смена ферм покрытия над Большим залом Екатерининского дворца (г. Пушкин). 1959 год
Як-24. Бортовой номер «35». Прокладка газопровода Саратов — Ленинград. 1959 год
Як-24. Бортовой номер «35». 1961 год
Як-24. Бортовой номер «35». Дата съемки не установлена

Вернуться на главную страницу Як-24