Планеры

В ноябре 1921 год В.П. Ветчинкин, выдающийся ученый-аэродинамик и теоретик ракетостроения, выступил на совещании «Главвоздухфлота» - головной организации Советской республики, занимавшейся развитием авиации - с предложением создать при научной редакции этой организации планерный кружок «Парящий полет». Кружок должен был заниматься экспериментальными разработками безмоторных воздушных судов и собрать талантливую московскую молодежь с курсов Академии Воздушного флота и из МВТУ.
Кружком «Парящий полет» руководил выдающийся летчик-испытатель К.К. Арцеулов, который по праву считается одним из основателей движения планеристов в России.

Александра Яковлева принято считать основателем первого школьного кружка планеристов.
В 1922 году в Единой трудовой школе 2-й ступени № 50 (бывшей гимназии Страхова) 16-летний школьник Саша Яковлев собрал группу школьников, которые занялись постройкой собственных планеров и авиамоделей.
Когда в 1923 году образовалось Общество друзей воздушного флота, то Яковлев выступил с инициативой создать ячейку юных друзей воздушного флота и объединил в ней от 5 до 60 школьников.

В 1923 года 17-летний Александр Яковлев, который только окончил школу, пришел в кружок «Парящий полет».
Руководитель кружка Арцеулов включил Яковлева в команду Анощенко, занимавшуюся конструированием планера «Макака».
Планер участвовал в I Всесоюзных планерных испытаниях.

Уже в 1924 году на II Всесоюзных планерных испытаниях Яковлев представил планер собственной конструкции АВФ-10, который был признан одной «из лучших машин переходно-тренировочного назначения», и установил один из промежуточных рекордов этих соревнований.

На III Всесоюзных планерных соревнованиях Яковлев представил усовершенствованный тренировочный планер АВФ-20, отличавшийся от АВФ-10 улучшенными обводами. Планер показал хорошие летные качества и пользовался большим успехом у летчиков.

Летом 1947 года на одном из совещании в Кремле, где рассматривались вопросы совершенствования воздушно-десантных войск и оценивались различные варианты средств доставки боевой техники, И.В. Сталин предложил поручить КБ Ильюшина и Яковлева построить тяжелые транспортные планеры.
С 1949 по 1952 гг. транспортно-десантный планер, получивший обозначение Як-14, выпускался серийно. В общей сложности было построено 413 планеров.

Дальнейшего развития планерной тематики не последовало, А.С. Яковлев занялся проектированием самолетов.