Планер АВФ-20

К третьим планерным соревнованиям Яковлев А.С. спроектировал усовершенствованный тренировочный планер АВФ-20, отличавшийся от АВФ-10 улучшенными обводами. Почти все расчеты и чертежи были сделаны самим Яковлевым.
Планер построили в 1925 году в мастерских Академии Воздушного Флота при содействии мотористов летного отряда Академии.

В 09.1925 года в Коктебеле состоялись III Всесоюзные планерные состязания.
Всего прибыло 47 планеров, включая 7 немецких. Из них 22 рекордных, 5 тренировочных, 11 учебных и 9 экспериментальных.
Одноместный АВФ-20 относился к самой немногочисленной категории тренировочных машин и, соответственно, имел на киле букву "Т". На руле высоты стоял стартовый номер "2".

Об особенностях АВФ-20 говорит следующая записка Яковлева А.С., датированная 1925 годом: «В жюри конкурса планеров.
Планер АВФ-20, который я представляю на конкурс, в аэродинамическом отношении ничем не отличается от прошлогоднего моего планера АВФ-10. Так как по отзывам летчиков, АВФ-10 по управляемости, устойчивости и полетным качествам в переделке не нуждается, я решил изменить в нем некоторые нерациональные детали и конструкции.
Основные конструктивные изменения следующие:
1. Крылья крепятся к небольшому центроплану, лежащему на фюзеляже, что упрощает сборку. (В прошлом году крылья скреплялись и накладывались на фюзеляж).
2. Изменена конструкция лонжеронов крыла. Лонжерон коробчатого сечения забит 1 мм фанерой, через каждые 75 см стоит бобышка.
3. Кабанчик трехстоечный без расчалки.
4. Управление самолетное облегченное.
5. Изменена схема управления.
6. Увеличено сечение стоек и лонжеронов фюзеляжа.
7. Изменено крепление всех рулей.
8. Изменены кабанчики.
Вышеозначенные изменения значительно упростят сборку и при надлежащем выполнении дадут уверенность летчику, что планер не рассыпется в воздухе.
Аэродинамического расчета не представляю, так как полеты, совершенные на планере АВФ-10 доказывают его хорошие качества лучше всякого расчета.
Планер предназначен для тренировочных и учебных полетов. Перегрузочные коэффициенты при расчете на прочность взяты как для тренировочного планера.
А. Яковлев».

16.09.1925 года планер вторым был выпущен в воздух. Для испытаний АВФ-20 Яковлеву предоставили молодого военного летчика - Павла Яковлевича Федрови.
Вот как об этом вспоминал сам Яковлев А.С.:

"В 1925 году, на планерных состязаниях в Коктебеле, мне представили сухощавого черноволосого молодого человека в форме военного летчика.
- Вот летчик для испытаний вашего планера, Павел Яковлевич Федрови, познакомьтесь.
Молодость летчика, назначенного на мой планер, меня несколько смутила.
По сравнению с мастерами летного дела того времени, такими, как Арцеулов, Юнгмейстер, Кудрин и другие, Федрови выглядел недостаточно солидно. Да и в общении с ним другие летчики держали себя покровительственно, как с юношей, обращаясь к нему не по имени-отчеству, а просто Паша. А некоторые называли его даже Пашка-цыган, за смуглость. Но ничего не поделаешь, раз назначен, мне, как конструктору, нужно было познакомить его с планером и договориться насчет полетов.
Наконец все необходимые разговоры и приготовления были закончены. И все же меня мучили сомнения насчет Пашиной квалификации. Уже перед самым полетом я спросил его, на каких самолетах он летает. На это он, не задумываясь, лихо ответил:
- Как на каких?! На всех. Кроме заграничных, конечно, - добавил он.
Лучше бы мне и не задавать ему этого вопроса. Его ответ необыкновенно взволновал меня. Ведь в то время, в 1925 году, у нас еще не было своих отечественных конструкций самолетов и наши летчики в основном летали на заграничном трофейном старье.
Но делать было нечего. Планер стоял на старте. Команда растягивала амортизаторы, а Федрови привязывался ремнями к сиденью.
- Готово, давай! - крикнул Паша.
Амортизатор натягивался все больше и больше, стартер взмахнул флажком, планер покатился, плавно отделился от земли, пролетел некоторое время, вдруг завилял хвостом, накренился, стукнулся правой стороной шасси о землю, чиркнул крылом, круто развернулся и оказался на брюхе, со сломанным шасси.
- Так я и знал! - крикнул я в отчаянии, подбегая к распластавшемуся на земле планеру и готовый избить незадачливого летчика-испытателя.
- Какой вы летчик? Вы, товарищ, подлец, а не летчик! - не выдержал я чуть не плача.
- Всяко бывает, - сказал Паша. - Ничего, не волнуйтесь, чините шасси, попробуем еще разок.
Шасси мы, правда, быстро починили. Потом на планере разными летчиками было совершено много удачных полетов, но Паше, понятно, летать на нем уже не пришлось".

АВФ-20 показал хорошие летные качества уже в первые дни и пользовался большим успехом у летчиков. Он выполнил немало полетов и парил при небольшом ветре.
03.10.1925 года на АВФ-20 испытывался "прибор, указывающий угол атаки крыла и крены".

По окончании соревнований Яковлев был отмечен денежным призом и грамотой Авиахима "За лучшую конструкцию тренировочного планера".

На IV Всесоюзных планерных состязаниях 1927 года АВФ-20, не участвуя в основных соревнованиях, активно использовался как тренировочный. На нем был выполнен 41 полет.
По воспоминаниям П.В. Флерова, на нем летали сначала Корзинщиков С.А. (будущий летчик-испытатель) и Птухин Е.С. (будущий Герой Советского Союза, воевавший в Испании).
Затем АВФ-20 передали тренировочной группе, в которую входил Королев С.П. (заместитель директора планерной школы). Сам Королев на АВФ-20 не летал, а летали на нем Сеньков А.А., Ефимов В.М., Флеров П.В.
В одном из полетов АВФ-20 пилотируемый Флёровым был разбит при посадке.

После восстановительного ремонта была изменена носовая часть, получившая более вытянутую форму.


После аварии и восстановительного ремонта.

Дальнейшая судьба планера неизвестна.

Построен в одном экземпляре.

Фотогалерея

В мастерских Академии Воздушного Флота. 1925 год
Из архива Удалова К.Г.
III Всесоюзные планерные состязания. Сентябрь 1925 года
IV Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1927 года

Возврат на страницу "Планеры"